Звонок на уроке

30 августа 2019|Тема номера |
Звонок на уроке

На прошлой неделе Роспотребнадзор и Министерство просвещения опубликовали рекомендации по ограничению использования мобильников в школах. Пойдут ли по этому пути в нашем районе, выясняли «Боровские известия»

По мнению законодателей, телефоны мешают учебному процессу, портят психику и нарушают сон. Поэтому при входе в школу рекомендуется ставить аппарат в режим «без звука» и пользоваться им по минимуму.
Документ ссылается на опыт других стран, где уже вовсю действует полный запрет на пользование гаджетами в образовательных учреждениях, например, Франции. Возможно, Россия пойдет по этому же пути, но так ли необходимо лишать детей телефонов полностью?
Мы собрали мнения разных специалистов из сферы образования, психологии, а также узнали у родителей, стоит ли запрещать телефон в стенах школы.
Заместитель главы районной администрации по социальной политике Алексей ГЕРАСЬКИН с первых минут разговора дал четко и ясно понять: «Никаких запретов на телефоны в школах Боровска нет и полностью запрещать ничего не надо. Есть определенные правила распорядка, которые обговаривают родители и учителя в начале учебного года, в том числе, когда и при каких условиях можно использовать гаджет. Понятно, что на уроке сидеть в телефоне нельзя, но если нужно срочно связаться с родителями, а телефона под рукой нет?
Плюс многие ссылаются на то, что телефон отвлекает от учебного процесса, а что еще хуже, сильно ему мешает. Дети используют их как шпаргалки. Но так и до появления телефонов, ребята отвлекались, списывали и рисовали на парте. Здесь ключевой момент – может ли учитель полностью заинтересовать ребенка и стать для него авторитетом, так, чтобы ученику телефон не понадобился вовсе».
Выходит, что запрещать телефоны полностью – нецелесообразно. Но если на уроках дети убирают свои смартфоны в рюкзаки или специальную коробку, то на переменах ребенок уже может «разгуляться» с ним по полной, все больше погружаясь в мир виртуальной реальности.
Директор первой боровской школы и депутат Районного Собрания Сергей КУПРАНОВ не согласен с этим утверждением и предлагает прийти в школу и увидеть все своими глазами: «Поверьте, это обычные живые дети, на переменах бегают так же, как и раньше. Понятно, что сегодня мобильный телефон, как кусок хлеба, ребята уже не представляют своей жизни без него. Но благодаря телефону ребенок находится на постоянной связи с родителями, может позвонить в любой момент, сообщить, например, что плохо себя чувствует. Поэтому всё должно быть обосновано и с умом. Запрещать телефон не надо, а вот ограничить – это необходимость как в школе, на улице, так и дома. Всё в разумных пределах».

Телефон под контролем

Невозможно проследить за каждым ребенком. Кто-то может спокойно оторваться от экрана, а для других – это настоящая зависимость. Педагог-психолог МАН «Интеллект будущего» города Обнинска Александр САМСОНОВ считает, что в современном цифровом мире разумное «общение» с телефоном должно впитываться с молоком матери: «Телефоны прочно вошли в нашу жизнь, и это нормально. Маленький ребенок еще не умеет говорить, но уже ловко переключает видео на экране.
В старшей школе бессмысленно запрещать телефон подростку, если у него нет культуры пользования этим самым гаджетом. Полный запрет смартфонов сделает только хуже – ребенок будет чувствовать себя обделенным, и возможны нападки со стороны сверстников. Важно, чтобы на этапе взросления родители и другие авторитетные люди могли заинтересовать ребенка жить реальной жизнью, а не перед экраном телефона. Обычно проблемы с гаджетами имеют дети, родители которых не уделяют им достаточно внимания и не являются авторитетами».

Учитель против смартфона

По поводу авторитета для детей хорошо высказался учитель истории первой боровской школы Александр ПАВЛОВ: «На моих уроках дети не сидят в телефонах. Я стараюсь всячески увлечь класс предметом, чтобы они влились в учебный процесс и ни на что не отвлекались. Изначально, когда класс только появился, проблемы, конечно, были. Дети устанавливали границы дозволенного и стали злоупотреблять телефонами на уроках. Пришлось немного «затянуть гайки» и на неделю убрать любые гаджеты в специальную коробку. Детям, естественно, это не понравилось, зато дало эффект на будущее. Класс стал регулировать сам себя. Если кто-то злоупотребляет телефоном, то другие сразу просят убрать смартфон, иначе потом их заберут у всех».

А что делать с младшими классами?

Психологи разных стран предлагают оптимальное время пользования телефоном для детей младшего школьного возраста – 20 минут в день. Мобильник должен быть крайне нормирован для неокрепшей психики ребенка. Для младшеклассников хорошо подойдут мобильные часы с функцией GPS. Они имеют все привычные функции телефона, чтобы можно было держать связь с ребенком, при этом младшеклассник не отвлекается ненужными функциями типа игр и соцсетей. К тому же у таких часов есть еще одна важная функция – по GPS родитель всегда может отследить местоположение ребенка.

Виртуальный плен

Мама Елена из Боровска с радостью бы запретила телефоны в школе: «Понятно, что в 21 веке без телефона никуда, но главное, чтобы он не мешал учебе. Тем более, гаджет вызывает у ребенка зависимость. Моя дочь Аня, которая перешла в 9 класс первой школы, помимо телефона, имеет и другие увлечения – вяжет, читает, рисует, ходит гулять, любит заниматься с кошками. Ей есть чем занять свое свободное время. А дети, у которых нет увлечений,… что им остается? Они сидят в телефоне целыми днями. Видимо, родители не могут предложить им другого досуга и вытащить из соцсетей».
Мобильный телефон стал частью нашей жизни, и любой запрет должен быть максимально оправдан. Детей невозможно оградить от плодов прогресса, но можно контролировать использование гаджетов. В первую очередь эта сфера ответственности лежит на плечах родителей и учителей. И никакой запрещающий закон не заставит ребенка покинуть виртуальный мир и пойти поиграть в мяч на площадку.

Зина ШАКИРОВА

Комментарии