История одного экспоната

История одного экспоната

Посвящается 162-й годовщине со дня рождения К.Э.Циолковского

17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии родился Константин Эдуардович Циолковский – великий учёный, основоположник теоретической космонавтики. В 1880 году судьба его связала с городом Боровском, в котором он прожил до 1892 года.
Боровск стал для Циолковского чем-то большим, чем просто временным местом работы. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (с.Роща), он венчался со своей избранницей – дочерью священника В.Е.Соколовой. Мы и сейчас в этом храме можем видеть тот же иконостас, перед которым супруги Циолковские произносили слова верности. В Боровске родились четверо из семи детей Циолковских. Появились и друзья, которые проявляли искренний интерес к его работам и помогали в публикации его работ. В городе сохранились дома, в которых жил и работал К.Э.Циолковский. В одном из них в 1997 году был открыт «Музей-квартира К.Э.Циолковского», на экспозициях которого размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Один из них – цельнометаллический дирижабль системы К.Э.Циолковского.
«Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять», - вспоминал ученый. В 1885 году он приступил к систематическим исследованиям в области воздухоплавания. Уже через год он закончил первый большой научно-теоретический труд «Теория аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму» и о результатах своих исследований доложил в следующем году в Москве на заседании физического отделения Общества любителей естествознания.
Проанализировав недостатки, свойственные дирижаблям того времени, ученый пришел к собственной конструкции управляемого аэростата: долговечный, безопасный в пожарном отношении, простой в управлении, совершенный в конструктивном плане, поддерживающий сохранность несущего газа, выгодный экономически. Таким целям, по его мнению, мог отвечать только корабль из металла. Ученый предложил простейшую схему изменения объема несущего газа как для выдерживания заданной высоты полета при различных температурах, так и для совершения маневров. Он предлагал использовать горячие выхлопные газы. Его дирижабль не нуждался в балласте. Система блоков и тросов внутри оболочки должна была обеспечивать изменения ее объема в зависимости от высоты полета дирижабля горизонтальную устойчивость
В 1890 г. статью «О возможности построения металлического аэростата» вместе с бумажной моделью Константин Эдуардович послал в Русское физико-химическое общество Д.И.Менделееву, который переслал ее со своим отзывом в VII (Воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. Долго ждал ответа... Наконец ему выслали и копию заключения VII отдела Технического Общества, сущность которого сводилась к следующему:
1. Весьма вероятно, что аэростаты будут делать металлическими.
2. Циолковский может со временем оказать значительные услуги воздухоплаванию.
3. Всё-таки пока металлические аэростаты устраивать весьма трудно. Но так как аэростат обречён навеки, силою вещей, остаться игрушкой ветров, то металлический материал не только бесполезен, но и совершенно неприменим.
Идея воздухоплавания и металлического управляемого аэростата для К.Э. Циолковского была исключительно заманчива, и, несмотря на подобные отзывы, он продолжал работать над нею и проводить опыты в свободное от работы в училище время. В 1892 году, при материальной поддержке Н.П.Глухарёва, И.А.Казанского, С.Е.Черткова, А.А.Спицына, он публикует свою работу «Аэростат металлический, управляемый».
В работах «Возможен ли металлический аэростат?», «Простое учение о воздушном корабле и его построении», «Аэростат и аэроплан» он приводил теоретические обоснования деталей конструкций дирижабля, разъяснял технические замыслы, которые затем подтверждал математическим анализом и опытным моделированием. Фактически К.Э.Циолковский выдвинул программу поэтапного дирижаблестроения - от эксперимента, моделирования, научно-теоретических обобщений до поисков совершенно новых решений и их осуществления в рабочих чертежах, при обязательном соблюдении ранее выдвинутых им положений, гарантирующих полную безопасность пассажиров и экипажа. Все это составляет научную и практическую ценность теоретических работ ученого по дирижаблестроению.
Идее цельнометаллического дирижабля он остался верен всю жизнь. На протяжении многих лет он пропагандировал конструкцию своего дирижабля: в научных кругах, среди специалистов, в массах, запатентовал ее в девяти зарубежных странах. В домашней мастерской он изготовил множество моделей, гофрируя металлические листы при помощи гофрировального станка, спаивая их и проверяя надежность швов. Его дочь, Любовь Константиновна, вспоминала, как проходил этот процесс: «Дома он часто точил, стругал, паял. В глубине комнаты стоял бидон с керосином, к нему был пристроен насос. С помощью этого насоса керосин выкачивался из бидона в виде распыленной струи. Струя поджигалась, получалось мощное пламя. Этим пламенем производилась пайка. Пол был устлан железными листами. Здесь же стоял токарный станок. Однажды во время паяния к окну подошли несколько человек из гуляющей молодежи. Их испугали пламя и шум, потом они увидели здесь и отца. «Циолковский тут. Вот колдун-то!» - воскликнула одна из девушек».
Пытаясь заинтересовать своим изобретением, он не раз обращался со страниц своих брошюр с просьбой посмотреть его модели.
Однако осуществить свою мечту о создании дирижабля ученому не удалось. Попытка построить дирижабль его конструкции в 1930-е гг. на комбинате «Дирижаблестрой» оказалась безуспешной главным образом из-за низкого по тому времени технологического уровня.
Увидеть и зафотофиксировать цельнометаллический дирижабль системы К.Э.Циолковского вы можете каждый день со вторника по воскресенье по адресу: ул. Циолковского, 49.

По материалам «Музея-квартиры К.Э.Циолковского»

Комментарии