Почему ребенку тяжело учиться?

Почему ребенку тяжело учиться?

Начался новый учебный год. Это очень трудное время для всех школьников и их родителей

Так сложно перейти от времени беззаботного летнего отдыха к режиму учебы, тем более, что родители начинают  предъявлять более высокие требования. Все это вызывает у детей повышенную тревожность, которая может приводить к проявлению проблем в поведении и соматическим заболеваниям. Родителям очень сложно разобраться в мотивации детских поступков, они не всегда знают, как правильно реагировать, начитают сердиться, наказывать, что только ухудшает состояние ребенка.  
Наиболее проблематично наладить контакт с агрессивными детьми. В порыве агрессии дети могут причинить физический вред другим людям, эмоционально, порой нецензурно  выражаясь, оскорбляют и наносят психологическую травму, ухудшая межличностные отношения в детском коллективе.  Первая реакция на такое поведение у взрослых – это раздражение, но это не может успокоить ребенка и вызывает ответную реакцию. Она может быть выражена в сиюминутной агрессии на «обидчика» или на другого ребенка.  
Очень тяжело справиться и педагогам, и родителям с гиперактивными детьми. Сам ребенок не может совладать с собственными эмоциями, поскольку это определено  особенностями его нервной системы. Он постоянно находится в движении, начиная и не кончая ни одного дела, не слышит обращённую к нему речь и не способен выполнить просьб взрослых, которым иногда кажется, что ребенок издевается над ними и специально не слушается, но это далеко не так. Нельзя требовать от ребенка невозможного, ему совершенно необходимо находиться в движении.
Достаточно много сейчас тревожных детей. Процесс обучения для них является особенно психотравмирующим. Им очень трудно отвечать на уроке, и основная задача для них, это просто дожить до его конца.  На уроке таких детей не стоит спрашивать первыми, они впадают в состояние оцепенения, и последними тоже, потому что они эмоционально перегорают, и тревога начинает нарастать с новой силой. Таким детям необходимо  создавать атмосферу доброжелательности дома и в школе.
Медлительным детям тоже очень сложно учиться в школе. Они не попадают в ритм проведения урока, и пока готовятся выполнить какое-либо задание, все уже его сделали.  Это способствует формированию ситуации неуспешности, с которой ребенок не может самостоятельно справиться. Для того чтобы его не пугало выполнение заданий, их необходимо  разбивать на части и предлагать выполнять поэтапно. Самое главное, чтобы это было сделано доброжелательно, иначе ребенок «закроется».
 Еще одной проблемной категорией детей являются дети, имеющие трудности в интеллектуальном развитии и нарушения познавательных процессов. Поэтому очень важно вовремя увидеть эту проблему, уделить внимание развитию внимания, памяти, логического мышления и при необходимости определить соответственную форму обучения. Это поможет ребенку почувствовать себя уверенно и максимально раскрыть свой потенциал. В противном случае ребенок будет саботировать уроки, и мотивация к обучению будет полностью потеряна.
Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

Алла МОРОЗОВА, педагог-психолог Центра «Гармония»

Комментарии