Дрейф самоходной баржи Т-36

14 Октябрь 2020|Общество |
Дрейф самоходной баржи Т-36

60-летию подвига моряков Тихоокеанского Флота посвящается…

Сегодня многие, кому не лень, вещают о патриотизме. И новые капиталисты, и либералы, и бандиты (в полном смысле этого слова), и современные «вожди» всех уровней. Они говорят о патриотизме в самом высоком смысле его значения, а своими делами и поступками чаще всего не подтверждают. Например, через систему банков молодежи прививается неудержимая любовь к деньгам, попирая все нравственные принципы человеческого бытия, прикрываясь якобы новой системой ценностей капиталистического общества, уничтожается чувство долга, патриотизма. Они живут по принципу – патриотизм для «бедных», а для богатых – «плантация». К сожалению, факты и события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой дисциплины, воли народа.
Наша Родина богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими знаменитыми сынами Отечества, которые преданно служили Родине. Отечество требует от своих сыновей и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей организованности, готовности к созидательному труду. Напомню, что гражданская ответственность представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Оно проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков.
Уважаемые читатели! Я решил напомнить о подвиге рядовых моряков Тихоокеанского Флота, воспитанных на героических традициях советского народа. А что мы имеем сегодня? Изгнав из школьной программы Павку Корчагина, Алексея Маресьева, молодогвардейцев и других героев, наших детей стали готовить к «успешной» жизни, той, которая отрицает героизм, самоотверженность, искренность, честь, совесть – все то, что делает человека человеком. К сожалению, данное когда-то обещание помнить о подвигах молодых патриотов, граждан СССР, нашим обществом забыто.
Итак, 17 января 1960 года… Девять часов утра. Ураганный ветер, разыгравшийся в акватории Тихого океана, достиг залива острова Итуруп и со скоростью более 60 метров в секунду обрушился на остров. Беда возникла неожиданно. Советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером Т-36 была сорвана со швартовки. На её борту находилось четверо военнослужащих военно-строительных частей Министерства Обороны СССР: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов.
За живучесть судна экипаж мужественно и стойко боролся со стихией более 10 часов. В 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Оказать помощь и принять меры к спасению моряков возможности нет. Командование на предложение младшего сержанта А.Зиганшина «выброситься» на берег дало согласие. Экипаж провел три попытки сделать это, но ни одна из них успеха не принесла. Результат достигнут не был, более того, при выполнении одного из маневров баржа получила небольшую пробоину. Ураган усиливался. Волны достигали 15-метровой высоты. Ударом одной из таких волн в рубку баржи была выведена из строя радиостанция. Двигатели остановились, закончилось топливо. Около 22 часов вечера баржу, лишенную хода, вынесло в открытый океан. За бортом гудел ветер, бешено ревел и гудел океан. Обессиленные и уставшие от борьбы за жизнь судна моряки провели совещание, вырабатывая линию поведения в сложившейся ситуации. Нет, они не растерялись, они вели себя мужественно и достойно.
Лишенная хода и неуправляемая баржа уходила во временную неизвестность. Командование флота знало о происшествии и о мужественной борьбе экипажа за спасение судна. Были разработаны мероприятия по организации поиска баржи и спасения моряков. Как только ураган стал стихать, поисковые группы прочесали весь берег с надеждой найти следы судна и экипажа. На берегу были обнаружены обломки бочонка для питьевой воды, сметенного с палубы волной. Это послужило основанием считать, что баржа затонула, однако окончательного решения по этой версии принято не было. Воздушный поиск баржи также результатов не дал. Тем временем баржа, гонимая ветром и течением, уходила на юго-восток от Курильских островов, где она, выйдя из течения Оясио, была подхвачена течением одной из ветвей течения Куросио, скорость которого достигала 78 миль в сутки. Экипаж стал понимать, что их поиск прекращен из-за потери судна на бесконечных просторах океана.
На второй день дрейфа экипаж провел ревизию имеющихся запасов продовольствия. Это было 15-16 ложек крупы, буханка хлеба, банка консервов, некоторое количество картофеля, хранившегося в машинном отделении и насквозь пропитанного дизельным топливом. Запасы пресной воды определялись емкостью системы охлаждения двигателей. Нормы расходования были взяты из расчета длительного плавания в неизвестности. При всей скудности и экономии продуктов они вскоре начали таять, как снег на огне. И вскоре наступил тот день, когда они закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубной порошок. Согласно воспоминаниям Асхата Зиганшина:«Мы его (кожаный ремень) нарезали мелко и варили из него «суп». Затем стали варить кирзовые сапоги. Но «кирзу» так просто не съешь – слишком жесткая. Сначала варили ее в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки и бросали их в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и в дальнейшем его съедали. Пытались ловить рыбу и чаек, но успеха это не приносило. Из-за голода мы катастрофически быстро теряли вес. Я лично имел вес 70 кг, похудел до 40 кг. Теряли мы и физические силы, по палубе перемещались с большим трудом. Силы нас покидали. Съели все, что можно было съесть.
Наступил день, когда мы обнялись и попрощались. Голодная смерть неумолимо приближалась к нашим душам. Мы легли на палубе, каждый из нас мысленно прощался с родителями, близкими, друзьями. Вспоминали прожитые годы и несбывшиеся мечты. Мы умирали»…
В тяжелейших условиях моряки смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство. 7 марта 1960 года в 60 км от атолла Уэйк вертолетчики с американского авианосца заметили полузатопленную баржу, на которой лежали люди. Командир вертолета доложил о дрейфующей с людьми барже и получил распоряжение приступить к спасению людей. Вскоре моряков доставили на авианосец, где им была оказана первая медицинская помощь и предоставлена возможность отдохнуть. После краткого отдыха младший сержант Асхат Зиганшин поблагодарил американцев за спасение и заявил, что им ничего, кроме топлива, продуктов и радиостанции, не нужно, и что они самостоятельно дойдут на барже домой. Но об этом не могло быть и речи. Военнослужащие были крайне истощены и находились на грани жизни и смерти. Американцы были поражены тем, что советские моряки в таком состоянии сохранили человеческий облик и самодисциплину. На предложенную им еду они не набросились, хотя были крайне голодны, а спокойно передавали друг другу котелки с головокружительно пахнущей пищей. Ели не спеша и мало, понимая, что от большой порции еды после долгого голода могут умереть.
Авианосец доставил спасенных советских моряков в Сан-Франциско, где им было предложено дать интервью журналистам иностранных государств, а также была проведена большая пресс-конференция.
Члены экипажа Т-36, одетые в гражданские костюмы, любезно предоставленные представителями США, с достоинством отвечали на многочисленные вопросы, связанные с происшествием и их чудесном спасении. Вскоре состоялась встреча Генерального Консула СССР А.А.Кардашова с земляками. Совместная его фотография со спасенными моряками была размещена во многих газетах не только в СССР , но и странах мира. Губернатор Сан-Франциско вручил мужественным советским морякам символический ключ от города, что еще раз подтвердило преклонение перед подвигом этих людей. Затем моряков отправили в Нью-Йорк, где они и были приняты советским посольством. Из Нью-Йорка на корабле «Куч Мэри» они отплыли в Европу, а уже оттуда самолетом в Москву.
Спускались по трапу с самолета участники дрейфа в советской военной форме, чем вызвали восторг и уважение, и подтвердили верность присяге и преданность Родине. Следует отметить, что им предлагалось остаться в Америке, предлагались большие деньги и работа, но предложения эти были отклонены.
Кругосветное путешествие для мужественных молодых людей, подлинных героев своего Отечества, завершилось. На торжественном приеме в Министерстве обороны СССР им вручили ордена Красной Звезды. Министр обороны СССР Р. Малиновский подарил героям штурманские часы с намеком: «Чтоб они больше не блуждали». Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное воинское звание – старший сержант. Моряки получили широкую известность. Именем Асхата Зиганшина были названы улицы в городах Сызрани, Алма-Ате, Артеме, в селе Большая Атня в Татарстане, площадь в поселке Стрельня Петродворецкого района г. Санкт- Петербурга.


Телеграмма Советского правительства старшему сержанту Зиганшину А.З., рядовым Поплавскому Ф.Г., Крючковскому А.Ф., Федотову И.Е.

Дорогие товарищи! Мы гордимся и восхищаемся вашим славным подвигом, который представляет собой яркое проявление мужества и силы духа советских людей в борьбе с силами стихии. Ваш героизм, стойкость и выносливость служат примером безупречного выполнения воинского долга. Своим подвигом, беспримерной отвагой вы приумножили славу нашей Родины, воспитавшей таких мужественных людей, и советский народ по праву гордится своими отважными сынами. Желаю вам, дорогие соотечественники, доброго здоровья и скорейшего возвращения на Родину.

Н.С.Хрущев, Кремль
16 марта 1960 года


Владимир ДУДАКОВ, – генерал-лейтенант авиации в отставке,
член Союза писателей Крыма

Комментарии