Расколотое небо

25 сентября 2019|Общество |
Расколотое небо

На протяжении многих лет у шоссе, рядом с деревней Инютино находится мемориал погибшим летчикам во время Великой Отечественной войны, после войны и летчикам-испытателям ермолинской летно-испытательной базы НПО «Взлет»

Автомобилистам знаком этот памятник, они часто останавливаются, чтобы почтить память погибших. А местные жители приносят цветы, приходя поклониться павшим. Но есть там два памятника, о которых мало что известно.

Воздушная операция

Готовясь к наступлению в районе Курского выступа, немцы поспешно стягивали сюда наиболее боеспособные авиационные соединения. На усиление 4-го и 6-го воздушных флотов с 15 марта по 1 июля 1943 года была переброшена из Германии, Франции и Норвегии 13-я авиагруппа. Началась борьба за стратегическое превосходство в воздухе. К июлю советские истребительные части получили в большом количестве новые самолеты, которые по сравнению с основным типом немецкого истребителя Bf109 имели лучшие маневренные характеристики.
Вскоре советское командование приняло решение о проведении двух крупных воздушных операций с целью разгрома основных авиационных группировок противника. Замысел первой операции ВВС заключался в том, чтобы одновременными внезапными ударами по аэродромам сковать действия немецко-фашистской авиации и вывести из строя 60% самолетов 4-го и 6-го флотов.
Операция была назначена на 6 мая. Время первого массированного удара по аэродромам для всех воздушных армий фронтов определялось с 4.30 до 5-ти часов утра. В этот же день намечалось нанести по вражеским аэродромам повторные удары, а ночью ввести в действие ночные бомбардировщики.
В воздушной операции приняли участие шесть воздушных армий: 1-я Западного, 15-я Брянского, 16-я Центрального, 2-я Воронежского, 17-я Юго-Западного и 8-я Южного фронтов.
Застигнутый врасплох противник не смог оказать организованного противодействия и потерял 194 самолета на аэродромах и 21 – в воздушных боях. Советская авиация потеряла 21 самолет. Повторные удары по неприятельским аэродромам наносились днем 6-го, утром 7 и 8 мая. Майская воздушная операция 1943 года советских воздушных сил известна как самая крупная за время Великой Отечественной войны. За трое суток было совершено 1400 самолёто-вылетов, выведено из строя более 500 немецких самолетов. Потери советской авиации составили 122 машины.

Страшные потери

После выполнения боевого задания в составе группы, бомбардировщик Пе2 6-го бомбардировочного авиаполка 204-го БАД (3 Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии) возвратился на аэродром вылета Инютино (Ермолино). Утром 6 мая 1943 года, когда закатывали самолет в укрытие, несброшенная бомба взорвалась. Погибли сразу 14 человек, среди них техники, курсанты, офицеры штаба: Пасечкин А.Е., Гвоздик Г.Ф., Егоров Ф.В., Манаенков М.С., Шарапов А.С., Парфенков В.И., Бредихин Б.А., Ивашечкин И.М., Конаков Г.В., Ломакин М.М., Омаров М., Артеменко Г.И., Богорчиков Ф.И., Воеводин В.А. Шестеро были ранены, один из них Шлейн В.Г., умер на следующий день. Потери этого события занесены в Центральный архив Министерства обороны РФ – выписка из книги №2, опись 5, коробка № 163 учета безвозвратных потерь лётного состава 3-й Гвардейской Смоленской бомбардировочной имени Суворова и Кутузова авиационной дивизии 6-го БАП за 1942-45 годы. «06.05.1943 г. экипаж погиб от взрыва бомбы при закате самолёта в нишу после возврата с боевого задания. Похоронены в Братской могиле №2 в ста метрах на запад от дороги Пекино-Ворсино, в 500 метрах от Ворсино (ст. Балабаново)».
В первой половине июня 1943 года была проведена вторая воздушная операция. Цель её заключалась в том, чтобы разгромить группировку бомбардировочной авиации противника. К операции привлекались силы 3 воздушных армий фронтовой авиации (1, 2, 15) и бомбардировочные соединения АДД (авиации дальнего действия).
Операция началась 8 июня. В отличие от майской операции, первые массированные удары по аэродромам были нанесены не в утренние часы, а вечером, начиная с 20.15. И все же достигнуть полной внезапности удара по аэродромам в этой операции не удалось. Противник учел опыт майских действий Советских ВВС и держал противовоздушную оборону в полной боевой готовности. В результате первого удара было сожжено и повреждено на земле 76 и сбито в воздухе 14 немецких самолетов.
Всего за три дня воздушных операций с 8 по 10 июня 1943 года было атаковано 28 вражеских аэродромов. Общими усилиями фронтовой и дальней авиации было уничтожено и выведено из строя свыше 245 самолетов противника. Для налета на аэродром Сеща 8 июня командующий 1-й Воздушной армией генерал М.М. Громов выделил 36 Пе 2 204 БАД. Истребителей явно не хватало для надежного решения всех задач по обеспечению действий ударной авиации.

Взять на себя

Первыми удар в 20.15 по аэродрому наносили бомбардировщики. При подходе к нему ведущая девятка самолетов Пе 2 от 261-го БАП замполита полка Петрова И.Г. была встречена сильным заградительным зенитно-артиллерийским огнем. Самолет ведущего оказался в облаке разрывов. Майор И.Г. Петров был убит. Неуправляемая машина стала терять высоту. Тем временем штурман полка майор Г.И. Армашов (Герой Советского Союза с 24.08.1943 года) успел отодвинуть тело убитого майора Петрова, и это в тесной кабине, и взял управление на себя, благо, что он имел некоторые навыки управления самолетом. Затем Армашов зашел на вражеский аэродром и сбросил бомбы. На отходе от цели, после разворота в сторону линии фронта, экипаж был атакован двумя Fw190. Атака отбивалась стрелком-радистом сержантом Пуховым. Помогли подоспевшие на помощь наши истребители прикрытия. От противника удалось отбиться однако, самое трудное было впереди. Армашов никогда не выполнял посадку на Пе2, поэтому, учитывая наступившие вечерние сумерки, а также особенности самолета Пе2, который на посадке был очень сложен в пилотировании, Армашов принял решение покинуть самолет на парашютах, отведя самолет подальше от аэродрома. Останки майора Петрова были в дальнейшем торжественно перезахоронены.

Превосходство сил

Следующая, третья группа девятки самолетов Пе2 под командованием командира авиаэскадрильи майора Агеева И.Г., взлетевшая с аэродрома Инютино, с прикрытием 6-ю истребителями от 522 Истребительного полка, вышла на аэродром Сеща. Учитывая ослабление зенитного огня, авиаэскадрилья успешно отбомбилась. По наблюдению ведущего группы Пе2 от 130 БАП старшего лейтенанта Кузнецова, которая атаковала цель следом за группой Агеева, последняя после бомбометания на аэродроме Сеща пошла курсом 110-120 градусов, а не курсом 40-50 градусов на аэродром Инютино. Этим был нарушен боевой порядок возвращения групп бомбардировщиков. Группа вышла из района общего прикрытия своими истребителями. Была встречена превосходящими силами истребителей противника до 10 -12 и Fw 190 и Bf 109. Четыре истребителя прикрытия потеряли группу, кроме двух Ла5, прикрывавших Пе2 до конца. Вся группа героически погибла вместе с истребителями.
Таким образом, с боевого задания не возвратились на аэродром Инютино: командир АЭ майор Агеев И.Г., штурман полка майор Голубев П.В., Никитин Н.Я., Волков В.Н., Шпагин А.И., Стопчак Т.С., Емельянов Ю.А., Шибанов Ф.И., Игнатов В.А., Гришин Н.И., Рогозников А.И., Алакин В.П., Кукушкин П.Н., Поркачев П.П., Вовженяк А.В., Джулен В.Н., Маркулин Н.И., Некрасов В.В., Суховерхов И.Ф., Дегтярев Г.П., Миронов О.М., Евдокимов В.И., Мосоха В.И.
На самолете командира экипажа Смоленского, ранее раненого 6 мая на аэродроме Инютино, были разбиты правый мотор и приборная доска. Штурман, младший лейтенант Кукушкин П.Н. получил тяжелое ранение, однако пожара не было. Летчику удалось посадить Пе2 на фюзеляж в 30-35 км от линии фронта. При посадке Пе2 ударился крылом о дерево. Из разбитого самолета Смоленского и Кукушкина вытащил стрелок-радист сержант Мосоха В.И. Последний был цел и невредим. Штурман имел несколько серьезных ранений в ногу и плечо, один глаз был выбит, а другой не открывался. Затем была перестрелка с полицаями, в которой Смоленский и Мосоха были тяжело ранены… Вместе с экипажем Пе2 без вести пропали командир звена лейтенант Опарин и младший лейтенант Ишимский из 522 ИАП, которые своих подопечных не бросили и защищали до конца. Так трагически закончилась судьба летчиков, ушедших в небытие.
Неизвестны были имена героев двух летчиков-истребителей. В Центральном архиве Министерства обороны в Подольске мы нашли их имена:
Опарин Владимир Иванович – командир звена, лейтенант, Ишимский Константин Иванович – летчик, младший лейтенант.
Память об этих героях увековечена на мемориале в Инютино в 2016-17 годах.
После освящения памятника отец Сергий посетовал, что на территории мемориала нет православного креста, а потом, внезапно повернувшись, произнес, указав на самолетный винт: «Так вот же Андреевский крест!»
Памятник установлен по согласованию с муниципалитетом города Ермолино при материальной поддержке АО «Альянс», лично Терских Сергея Анатольевича, группой летного состава Ермолинской летно-испытательной базы НПО «Взлет».
На открытии памятника погибшим летчикам в 2015 году в дождливый июльский день было очень много детей, для ветеранов это обстоятельство показалось очень важным событием для патриотического воспитания молодого поколения.
Филиппова Людмила Васильевна – сотрудник НПО «Взлет» написала в этот день стихотворение:
Не зря мы жили, и летали, и мечтали,
Когда внезапно обретя покой,
Увидим из своих небесных далей,
Как кто-то с обелиска под сосной,
Стесняясь нежности своей, украдкой
Смахнет дождинки детскою рукой.

Юрий ФАФОНКИН,
заслуженный штурман-испытатель, лётчик-испытатель

Комментарии