Ты не один в этой жизни

27 ноября 2019|Общество |
Ты не один в этой жизни

В Центре «Гармония» состоялся методический семинар «Особенности осуществления социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации детей-инвалидов в условиях социального проекта «Ты не один»

На семинаре разговор шел о важности социальной поддержки детей-инвалидов и их семей. Мероприятия по социальной реабилитации ребенка-инвалида должны быть направлены на достижение максимальной бытовой и материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество. Эти задачи должны решаться в рамках социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации.
Часто родители не дают возможности ребенку освоить те или иные навыки, поскольку не верят в его способности и всячески его оберегают и ограничивают, способствуя тем самым развитию иждивенчества и пассивности. Многочисленные примеры показывают, что ребенок с проблемами здоровья имеет определенный потенциал и при правильной его реализации может значительно облегчить собственную жизнь, а значит, и жизнь своих родителей.
Для решения этой задачи необходимо давать возможность ребенку пробовать новые виды деятельности и терпеливо ждать, пока он их освоит, это будет не так быстро, как у здоровых сверстников и, возможно, это будет осуществляться не привычным способом, но это будет еще один шаг к будущей самостоятельности. Детский возраст рассчитан природой на формирование новых знаний, навыков и умений и надо этим умело пользоваться.
Социально-бытовая адаптация де-тей-инвалидов позволяет обучиться ребенку-инвалиду самообслуживанию, а также включает мероприятия по обустройству жилья в соответствии с имеющимися проблемами здоровья. Она направлена на формирование, восстановление или компенсацию у ребенка способностей осуществлять личную гигиену, способности к одеванию и раздеванию, приготовлению и приему пищи, способности пользоваться электрическими и газовыми приборами,  определенному выполнению домашних работ, способности передвижения. Это позволяет ребенку научиться обслуживать себя и выполнять посильные домашние обязанности.
Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка-инвалида в общество с использованием необходимого набора технических средств реабилитации, обучения пользования ими,  созданием доступной среды. Ребенок учится взаимоотношениям со знакомыми и незнакомыми людьми, учится распоряжаться деньгами, посещать магазины, производить покупки, пользоваться транспортом, проводить досуг, заниматься физической культурой и спортом.
В 2019 году Центр «Гармония» стал победителем грантового конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с программой «Организация кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития на период занятости их родителей (законных представителей)» «Ты не один». В рамках проекта действуют три подпрограммы.
По подпрограмме «Территория полезных навыков» организуется временный присмотр и уход за детьми-инвалидами, на базе дневного отделения филиала Центра «Гармония» в г. Балабаново, а также в Центре «Гармония» г. Боровска, филиале в г. Ермолино. В дневном отделении для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста оформлены игровые зоны, в которых проводятся сюжетно-ролевые игры (парикмахерская, магазин, город, ПДД, дидактическая черепаха, интерактивный стол, тактильно-развивающая панель «Замочки» и т.д.).
Для детей среднего и старшего школьного возраста оборудовано пространство для формирования навыков самообслуживания и социально-средовой реабилитации. В период временного при­смотра дети приобретают навыки пользо­вания быто­вой техникой, столовыми приборами, приготовления простых блюд; сани­тарно-гигиенические навыки; навыки коммуникации. В игровой форме проводится обуче­ние ори­ентации в городской инфраструк­туре, развитие творческого потенциала и пред­ставлений о себе и окружающем мире. В соответствии с раз­работанными индивидуальными планами предусмотрено обучение пользованию реабилитационным оборудованием (ин­валидная коляска, ходунки, опоры для стояния и т.д.). Занятия проводится 1-2 раза в неделю от 1,5 до 3 часов, в зависи­мости от запроса родителей и плана работы специалиста.
Подпрограмма «Дневной дозор» направлена на организацию кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами в домашних условиях в отсутствие родителя. Специалиста знакомят с ребенком-инвалидом, его родителями, особенностями психофизического развития, совместно уточняется запрос по индивидуальной программе реабилитации.
Специалист может присматривать за ребенком, осуществлять помощь в приеме пищи, санитарно-гигиенических процедур, поддержке в проведении развивающих занятий, может перемещать ребенка в инвалидной коляске и даже погулять. При согласовании возможно обучение игро­вой, доступной бытовой деятельности; формирование навыков самообслужива­ния и ком­муникации в доступных видах (в том числе с использованием методики PECS). За каждой семьей закрепляется один специалист, это необходимо для установления благожелательного взаимодействия с родителями и ребенком и возможности более квалифицированной помощи. Родители могут воспользоваться «передышкой» для решения социально-бытовых проблем, это будет содействовать улучшению психологиче­ского климата в семьях, профилактике эмоционального выгорания родителей, мотивации на активное уча­стие в реабилитационном и абилитационном процессе. Присмотр на дому предполагается 1-2 раза в неделю про­должительно­стью от 1,5 до 3 часов в за­висимости от запроса родителей.
Подпрограмма «По семейным обстоятельствам» предполагает обучение родителей способам ухода и методам реабилитации и абилитации детей-инвалидов, создание среды взаимоподдержки и социальной активности родителей, оказание консультационной помощи. В ходе занятий родители приобретут (повысят) навыки общего ухода за детьми-инвалидами. Занятия проводятся специалистами Центра «Гармония», врачами, педагогами, психологами и другими привлеченными специалистами в форме встреч, лекций, консультаций.
Дети-инвалиды – это особенные дети, их судьбы складываются очень непросто, и поэтому важно привить им навыки самостоятельной жизни и активную жизненную позицию! Большую помощь и поддержку в этом могут оказывать специализированные учреждения, такие как Центр «Доверие» в г. Обнинске, дневное отделение для детей-инвалидов в филиале Центра «Гармония» в г. Балабаново. Здесь работают квалифицированные специалисты, которые дадут профессиональную консультацию и окажут практическую помощь, помогут вам и вашему ребенку стать немного счастливее!

Алла МОРОЗОВА, центр «Гармония»

Комментарии