Выставка мэтров пейзажей

Выставка мэтров пейзажей

Творческий десант обнинских художников Николая Смолина и Павла Вольфсона высадился в Боровске.

Не так часто случается, что сразу два художника из одного города, пусть даже из ближайших соседей, оказываются в одном музее в одно и то же время. Тем приятнее для боровчан достойно встретить обе выставки уже известных им мастеров в большом выставочном зале Музейно-выставочного центра и в небольшом уютном и светлом зале Культурного центра. А они, художники, стоят пристального внимания оба. И есть многое, что их объединяет: оба примерно одного возраста, оба живут в одном городе, оба когда-то уже делали совместную выставку в городском центре искусств, оба безмерно любят свою родину, и каждый «поет» ей свою песню-признание своим творчеством. И все же… они разные.

Укрощение воды

Николай Смолин: «Это вечный вопрос: «Мы выбираем дорогу, или дорога выбирает нас?». А если говорить попросту, наверное, все дело в характере – я человек непоседливый, эмоциональный. Классическая акварель предполагает долгую вдумчивую работу, кропотливую прорисовку деталей, чтобы показать и форму, и цвет, и материальность. И у кого-то это дает замечательные результаты. Пример – прославленная школа Сергея Андрияки. Но для меня это скучно, мне неинтересно так работать, у меня терпения не хватает. Зачем мне «мучить» акварель, проще взять масляные краски и написать живописное полотно», - вот как объясняет художник свой выбор одной из сложнейших техник - «A La Prima». Сложность в том, что практически невозможно «угадать» какой будет картина, когда краски расплывутся, высыхая. А это всегда уникальный результат. И пишет художник только «здесь и сейчас».
Поэтому такая акварель всегда переданное и сохранённое настроение.
Смолин работает по мокрому листу, и здесь, по словам Николая Витальевича, самое сложное – «подчинить себе воду, подружиться с ней». Пока не высохла бумага, автор может быть великим импровизатором, только бы не подвела вода, была послушной кисть, да не дрогнула рука. Видимо, у Смолина укрощение всех этих составляющих здорово получается. Гамма его картин нежна и глубока, как дорогой бархат. Они притягивают магнитом и не отпускают, пока не насладишься их тишиной и умиротворением. Особенно чувствуется любовь автора к осени, когда увядающая красота природы сопровождается приглушенной атмосферой вокруг, дыханием ветра и воздухом, наполненным туманом или изморосью дождя… Все это позволяет максимально долго сохранить ту самую влажность бумаги, которая именно в таком состоянии благодарно и выразительно принимает в себя акварельную краску. Сама природа в такие часы выступает полноценным соавтором художника.
Выставка акварелей Николая Смолина «С любовью к России» работает в Музейно-выставочном центре (г. Боровск, ул. Ленина, 27) с 12 марта по 12 апреля.

«Дыхание пейзажа»

О пейзаже вряд ли можно сказать что-нибудь такое, чего бы уже не слышал художник, любитель живописи или даже простой посетитель музея. Но, по мнению Павла Вольфсона, самое важное в жанре пейзажа - это уловить мгновенье в жизни природы и собственное эмоциональное состояние, которое овладевает художником в то время, когда он, находясь на пленэре, понимает: «Вот оно! Нашел! Почувствовал! Понял!». Но только из этого ощущения ничего не получится, если к нему не добавится умение и особый дар передать своему потенциальному зрителю то, что чувствуешь ты. Это все равно как поймать ритм и глубину дыхания природы и, как по камертону, настроить при помощи переданного на картине пейзажа дыхание того, кто на нее смотрит. И здесь все: сила и направление мазка, цвет, свет, общая колористическая гамма - имеют одинаково большое значение. Наверное, именно тогда-то с каждым из нас такое может случиться: посмотришь на работу художника и … замрешь: лес на другом берегу стоит какой-то необычайный, живой, точно дышит. И вода в реке тихая, нежная. И воздух густой и вкусный, так что пить его хочется глотками… и вспомнишь, что когда-то это уже было с тобой, и были это прекрасные моменты твоей жизни. Ради этого, по словам Павла Семеновича Вольфсона, и работает художник, это и есть его наипервейшая и наиглавнейшая задача.
Выставка, которая работает в Культурном центре им. Д.А. Жукова (г. Боровск, пл. Ленина, 42) с 13 марта по 13 апреля, так и называется - «Дыхание пейзажа», и представлены в ней работы, выполненные пастелью. Нежные, легкие, жизнеутверждающие. Интенсивное чувство цвета и живое дыхание в работах Вольфсона, свежий лирический колорит и динамика изображения, пронизанные непосредственным ощущением природы, производят прекрасное впечатление. На создание работ его вдохновляют среднерусская природа, любовь к своему дому и желание поделиться красотой родного края.
И как без нашего физиологического дыхания, которого мы порой не замечаем, жизнь была бы невозможна, так и невозможна или неправильна была бы наша жизнь без осознания того, как прекрасен мир вокруг нас, как красива наша страна и наш город. Именно об этом выставка Павла Вольфсона.

Николай Смолин, член ВТОО «Союз художников России», родился в 1957 году в Ивановской области. Окончил СГПИ им. К.Маркса. Живет и работает в г. Обнинске. В 1986 году был инициатором создания объединения молодых художников, возглавлял его, организуя пленэры и выставки. С 1995 года Николай Смолин работает в области создания частных и общественных интерьеров, продолжая профессионально заниматься творческой деятельностью в области изобразительного искусства. С 1986 года Николай Смолин проводит авторские выставки и является участником более 30 групповых выставок.

Павел Вольфсон, член ВТОО «Союз художников России» (2010). Творческого союза художников России (2006), МА «Союз дизайнеров (2001). Родился в 1955 г. в с. Недельное Малоярославецкого р-на Калужской области. В 1970 г. окончил ДХШ в Обнинске. 1974 – окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова. 1988 – окончил МГОПУ им. Шолохова (ХГФ). Длительное время преподавал на кафедрах «Графический дизайн» в вузах Обнинска. 2006 – Принимал участие в проекте «Год России в Китае» (фестиваль русского искусства и культуры в Китае). Участник международных и всероссийских пленэров в Черногории, Ростове, Ялте, Боровске, Тарусе, Козельске, Малоярославце и др. 2007 – 2009 – Создание графических иллюстраций (100 рисунков) для поэтического сборника Е.Кемеровского «Счастье». 2008 – Лауреат областной премии им. А. Куликова (номинация «Графика»). 2015 – диплом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства в России ». С 1978 г. – Участник многих городских, областных, групповых, региональных (зональных), всероссийских и международных художественных выставок. Произведения автора находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

Ольга КОВАЛЬ

Комментарии