Короли фабричной сцены

Короли фабричной сцены

Тарханов был польщён

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны при клубе боровской суконной фабрики «Красный Октябрь» был создан самодеятельный театральный коллектив. В тяжелейший период людей занимали не только мысли о хлебе насущном. Великая Победа вдохновила людей и на творческие подвиги, которые совершались, в том числе и на театральных подмостках.
Народный театр рос, и уже к началу 50-х годов имел сильную труппу, крепкую материальную базу, большой репертуар. А впоследствии получил высокое звание народного драматического театра и право носить имя народного артиста СССР Михаила Тарханова. Говорят, Тарханов, познакомившись с творчеством боровчан, был искренне польщён.
Персонаж кинокомедии «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева предполагал, что народные театры со временем должны вытеснить театры профессиональные. «Ведь насколько лучше Ермолова играла бы вечером, если бы она днем стояла у шлифовального станка», - говорил он. Вот и артисты фабричного театра после смены всегда с удовольствием шли в клуб. Выходили на сцену, и усталость как рукой снимало.
«В коллективе царила очень теплая, дружественная атмосфера, - вспоминает участник труппы Василий Исаев. - Для большинства театр стал вторым домом. Было очень интересно. Люди все творческие, активные, талантливые».
На сцене фабричного клуба раскрылись артистические способности Михаила Кордабовского, Нины Осиюк, Алексея Цыбулина, Сергея Давыдова, Николая Маломощного, Василия Ефимова, Александра Назарова, Сусанны Кнуровой, Василия Герасимова, Сергея Костюнина, супругов Василия и Евгении Исаевых и многих других.

От Гоголя до Шукшина

Потенциал актеров и режиссеров позволял ставить спектакли самых разных жанров и направлений, будь то классические произведения русской драматургии (Чехов, Островский, Гоголь), либо пьесы советских авторов (Тренёв, Арбузов, Серафимович), либо зарубежных (Лорка). А поскольку многие участвовали ещё и в фабричном хоре, то очень успешными в исполнении тархановцев были и водевили.
«Я пришёл в театр в 1955 году, - рассказывает Александр Иванович Назаров. – Режиссёр Андрей Денисович Серков сразу стал доверять мне значимые роли. Запомнились работы в «Поднятой целине», «Тихом Доне», «Женитьбе», «Женитьбе Бальзаминова».
Наш коллектив ни в чём не нуждался, руководство всем необходимым обеспечивало. От нас требовалось лишь серьёзное отношение к делу и проявление творческого потенциала. Благодарность за наши старания – постоянные аншлаги на спектаклях. В 300-местном зале люди даже стояли в проходах».
«Помню, как мама тщательно заучивала текст, - рассказывает Ольга Толмачёва, дочь Нины Семёновны Осиюк. – Бывало, работая в огороде или в доме, без устали повторяла слова своей очередной героини. И вообще все относились к театру очень ответственно. Каждый понимал, что он является частью целого механизма, и от каждого в отдельности может зависеть успех или неудача целого коллектива. В очень редких случаях кто-то мог опоздать или не прийти на репетицию».

Картошка вместо яблока

Как тут снова не вспомнить героя Евгения Евстигнеева: «Звание народного театра, друзья мои, ко многому обязывает». В этой любительской труппе ко всему подходили профессионально, учитывали все нюансы. Старались, чтобы обстановка на сцене полностью соответствовала эпохе. Это касалось и костюмов, и декораций, и бутафории. В типографии заказывали афиши, программки, пригласительные билеты.
Профессионализм проявлялся даже в курьёзных ситуациях. В одной из постановок герой должен был есть яблоко, предварительно очищенное. На очередном спектакле партнёры решили подшутить над коллегой, и незаметно положили на тарелку сырую картофелину, которая в очищенном виде мало отличается от яблока. Когда артист начал есть, то ничем не выдал своего удивления, и даже с видимым удовольствием съел картофелину целиком, и никто из зрителей подвоха не заметил.

Крейсер на подмостках

Весьма показательным в плане профессионализма стал спектакль по пьесе Бориса Лавренёва «Разлом». Премьера состоялась в 1957 году и была посвящена 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции.
В основу положены реальные события – бунт на крейсере «Аврора» (в произведении это крейсер «Заря»). Пьеса непростая. В ней и сложность восприятия исторического момента, и напряжённость сюжетного развития, и проблемы личных взаимоотношений героев.
Пошили тельняшки, бескозырки, кители. А ведь в той постановке было задействовано около 30 участников. Самое главное – на сцене соорудили настоящий крейсер – с трубами, пушками и другими атрибутами военного корабля. Некоторые зрители вспоминали, что когда они входили в зал на премьерном спектакле, то ощущение было такое, будто они не в фабричном клубе, а на невской набережной.
Для этого очень постарались работники строительного цеха фабрики «Красный Октябрь», которые способствовали не только производственному процессу, но и творческим успехам.

Не бояться трудностей

Об успехах театра свидетельствуют и рецензии, периодически появлявшиеся в районной печати. Вот что писал об очередной премьере в апреле 1962 года редактор газеты «За коммунизм» Николай Брыляков:
«Коллектив смело берется за постановку крупных и трудных по осуществлению на клубной сцене спектаклей. У зрителей еще не остыли впечатления от «Иркутской истории», а теперь мы познакомились с их новой работой. Пьеса К. Тренёва «Любовь Яровая» - одно из замечательных произведений советской драматургии, посвященных событиям гражданской войны. Лейтмотивом является показ отношения к революции различных слоев населения. В центре внимания образ сельской учительницы, которая без колебаний переходит на сторону революционного народа, жертвуя своей любовью. Образ смелой, решительной и волевой женщины создала в спектакле Н. Осиюк. Вновь порадовали своей игрой и исполнители других ролей С. Кнурова, В. Ефимов, А. Цыбулин, А. Миронова, Н. Зуева. Отдельно хочется сказать об игре А. Серкова (он же режиссер спектакля) и П. Одинокова. Они создали убедительные образы большевиков – комиссара Кошкина и матроса Шванги. Зритель верит в искренность и убежденность этих людей, в то, что дело революции в надежных руках».

От станка на Олимп

В самом расцвете творческого пути Андрей Денисович Серков покидает коллектив. Старожилы говорят, что его попросили уйти, поскольку у него не было режиссёрского образования, хотя он был очень одарённым режиссёром, пусть и самоучкой. На его место пришла выпускница Щукинского театрального училища Людмила Ярославцева.
«Это было замечательное время, - вспоминает Людмила Аркадьевна. – Судьба подарила мне встречу с замечательными людьми, очень талантливыми в актерском отношении. Работать с ними было легко. Коллектив был дружный. Вместе отмечали дни рождения, всенародные праздники».
С Ярославцевой приехали её бывшие партнеры по драмкружку в Кургане Анна Саблина, Татьяна Кожевникова, Анатолий Коковин, Нина Усатова. Они не поступили в «щукинку». А «Красный Октябрь» в то время нуждался в молодых кадрах. Их с удовольствием приняли в коллектив. Как в трудовой, так и в театральный.
Нина Усатова впоследствии несколько лет поступала в Щукинское училище. Наконец, её мечта сбылась. Теперь она – народная артистка России, очень популярная и задействованная в театре и кино.
Сотрудникам «Боровских известий» в 2003 году довелось встретиться с Ниной Николаевной в Санкт-Петербурге, где Усатова живёт и работает. Она вспоминает те годы боровского народного театра, созванивается с Людмилой Ярославцевой и с другими партнёрами по театру.

«Производство не пострадает»

По словам Ярославцевой, с властями у труппы были очень хорошие отношения:
«Нам всегда готовы были помочь, а самое главное, не было никакого давления сверху по поводу репертуара. Предоставляли свободу, ничего не запрещали. Однажды на встрече с бывшими однокурсниками я их очень удивила, рассказав, что поставила спектакль по пьесе опального в то время Галича.
Вряд ли бы мы чего-то добились, если бы нам не помогало руководство фабрики. С особой благодарностью вспоминаю директора Татьяну Артёмовну Курову. Она всегда интересовалась жизнью коллектива, оказывала всяческую помощь. Поскольку фабрика работала в три смены, то, естественно, трудно было собрать на репетицию всю труппу. Курова говорила: «Если надо кого-то отпустить с работы – пожалуйста. Производство не пострадает, а искусство – вечно».
«Очень много сделал для театра Владимир Руденко, - продолжает Людмила Аркадьевна. – Я имею ввиду музыкальное оформление. В то время не было таких технических возможностей, как сейчас. Старенький катушечный магнитофон, баян и пианино, - вот всё, что мы имели в распоряжении. Но и этого Владимиру Георгиевичу хватало, чтобы сделать спектакль ярким и запоминающимся в музыкальном плане. Руденко не просто отличный музыкант, но и человек, тонко чувствующий происходящее на сцене».

Всероссийский успех

Театр не ограничивался выступлениями на сцене фабричного клуба, много и успешно гастролировал, и по районным сценам, и по областным.
В 1972 году боровчане получили возможность участвовать в региональном театральном фестивале любительских театров, который проходил в Брянске. Его участниками были в основном коллективы из областных центров – Калуги, Тулы, Орла, Липецка, Белгорода, Твери, Ярославля. И только театр имени Тарханова представлял районный центр. Может быть, поэтому организаторы не нашли возможности перед выступлением предоставить боровчанам сцену для репетиций. А ведь выступать на новой площадке непросто.
Ярославцева решила провести репетицию на поляне у побережья реки Десны. И вот представьте картину: лето, жара, берег реки. Отдыхающий народ с удивлением наблюдает за непонятным процессом, в завершение которого его участники выходят на середину поляны и, взявшись за руки, делают несколько поклонов. И уже на следующий день по Брянску поползли слухи, что в городе появилась какая-то секта.
На тот фестиваль боровчане привезли спектакль «Светлые души» по мотивам произведений Василия Шукшина. И завоевали второе место. Хотя, по мнению членов жюри, были близки к первому. При этом Александр Назаров получил диплом 1-й степени за лучшую мужскую роль.

Окончен бал, погасли свечи?

Театр не смог избежать коллизий постсоветского времени. Как и многие другие предприятия, «Красный Октябрь» «потускнел», поменял название, уже неоднократно сменилось руководство.
На месте популярного когда-то клуба теперь сетевой магазин. Из бывших актёров тоже остались единицы. Им уже за 60. Даже если у них есть силы, желание, то куда идти?
Долгое время эту театральную нишу занимала труппа Елены Гуровой при РДК. После ухода из жизни Елены Георгиевны коллектив остался на распутье. В недавнем интервью заведующая районным отделом культуры Ирина Башкирёва заверила, что идёт работа по возрождению театра. Сейчас этим занимается Валентин Шевелёв. Он человек способный, пусть у него всё получится.

Дмитрий ОДИНОКОВ
Фото: из личного архива Александра Назарова

Комментарии