Интервью советника губернатора Калужской области по вопросам противодействия коррупции, законодательства и права

07 апреля 2017|Власть |Официально
Интервью советника губернатора Калужской области по вопросам противодействия коррупции, законодательства и права

Лукьяненко Юрий Васильевич, советник губернатора Калужской области по вопросам противодействия коррупции, законодательства и права.
Имеет достаточный опыт работы в право-охранительных органах: работал следователем, начальником следственного отдела, прокурором района, прокурором города Магадана, Щелково, Подольска Московской области. Имеет правительственные награды: «За военную доблесть», «За трудовую доблесть», заслуженный юрист Московской области, заслуженный юрист Российской Федерации, за выполнение особо важного задания награжден именным боевым оружием, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, награжден медалями Генерального прокурора Российской Федерации, поощрялся губернатором Московской области, губернатором Калужской области.

Губернатором введена должность советника по противодействию коррупции, многих интересует, чем занимается советник?
Лукьяненко: Прежде всего, надо понимать задачи и необходимость введения такой должности. Согласитесь, что вопросы борьбы с коррупцией, вопросы противодействия коррупции будут актуальны не один год, и работа должна быть рассчитана на долгую перспективу. Да, действительно, губернатором области введена такая должность, и нужно заметить, что месяца через два начали вводить такие должности губернаторы других субъектов России. А обязанности советника весьма объемны: это подготовка аналитических, справочных и информационных материалов, рекомендации по вопросам противодействия коррупции, обеспечение деятельности консультативных и совещательных органов, по поручению губернатора Калужской области выполнение отдельных поручений, взаимодействие с руководителями федеральных органов государственной власти, заместителями губернатора, органами местного самоуправления и др.
Замечу, что из числа сотрудников администрации губернатора создан и отдел по противодействию коррупции.
Многие говорят, в том числе это иногда проходит и в отдельных СМИ, о противоречивости законодательства в сфере противодействия коррупции. Ваше мнение?
Лукьяненко: Конечно же, эффективность борьбы с коррупцией неизбежно влечет за собой и изменения законодательства на государственном уровне. Необходимо отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции полностью отвечает всем мировым стандартам борьбы с коррупцией.
Законодательство Калужской области о противодействии коррупции соответствует федеральному, а законодательство местных органов самоуправления приведено в соответствие с региональным.
На обыденном уровне коррупция сводится только к получению взяток, так ли это?
Лукьяненко: Слово коррупция происходит от латинского слова «растлевать, портить, развращать». В федеральном законе 2008 года «О противодействии коррупции» дано исчерпывающее понятие коррупции:
«Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам службы, общества, государства в целях получения выгод в виде денег, ценностей, имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или третьих лиц, либо получение всего перечисленного другими физическими лицами».
Сегодня коррупция представляет реальную угрозу для нашего государства, снижает его дееспособность, наносит урон социальному и экономическому развитию, как ничто подрывает авторитет граждан к власти.
Думаю, читатели предполагают, что и Вы, и отдел по противодействию коррупции будете заниматься выявлением недобросовестных, не чистых на руку чиновников?
Лукьяненко: Ошибочное мнение. И у советника губернатора, и у отдела по противодействию коррупции доминирующей задачей является выполнение указаний губернатора области по проведению государственной политики в сфере противодействия коррупции, проведение превентивных, т.е. предупредительных мер и мероприятий в органах власти, местного самоуправления, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, оказание содействия работникам правоохранительных органов при выявлении ими преступлений.
Другой ключевой задачей является формирование в органах власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, организациях антикоррупционного сознания. Идея неприемлемости и отчуждения всего того, что связано с коррупцией, заложена в самом законодательстве. Необходимо только правильно её довести до граждан, служащих. Всегда вспоминаются слова Достоевского по этому поводу, который писал, что русскому человеку недостаточно набить свой животишко, ему всегда нужна идея. Известно, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой. Согласитесь, очень важно, чтобы менталитет наших граждан стал иным. Ведь во многих странах у граждан даже нет и мысли дать полицейскому взятку, чтобы избежать ответственности за правонарушение. А у нас?
А вы не идеализируете ситуацию, делая акцент на профилактику, просветительскую деятельность?
Лукьяненко: Посмотрите. Социологическое исследование показывает, что 52% населения нуждаются в знании и понимании коррупции, предпочитают знать ответственность за совершение коррупционных правонарушений и преступлений. И мы, проверяя работу по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, видим это. Более того, для населения, а также для муниципальных служащих вообще непонятно, что такое бытовая коррупция. А ведь сегодня за бутылку водки должностное лицо может сменить свое служебное кресло на скамью подсудимых.
Как все-таки планируете проводить предупредительную работу среди государственных служащих, служащих органов местного самоуправления?
Лукьяненко: По предложению губернатора планируется провести зачет в форме тестирования на знание законодательства о коррупции в министерствах и органах местного самоуправления. Эта работа уже начата. Подготовлен тест, включающий в себя пять блоков, которые содержат вопросы, например, понятие конфликта интересов, обязанности государственного гражданского служащего, соблюдение запретов и ограничений, предоставление сведений о доходах и расходах и т.д. И первое такое тестирование запланировано в феврале в министерстве образования. А нами уже проводятся проверки организации работы по противодействию коррупции в министерстве и некоторых школах области и города Калуги.
В школах?
Лукьяненко: Да. Президент страны акцентировал в своих выступлениях на этом особое внимание: работа по противодействию коррупции должна начинаться со школы.
Но ведь все законодательство в сфере противодействия коррупции обыкновенный чиновник, гражданин не может ведь знать?
Лукьяненко: Многого о законах в сфере коррупции знать и не надо, так как любое должностное лицо прекрасно понимает, что, как говорил Чеховский герой, «льзя» делать, а что нельзя.
Например, каждый понимает, что нельзя брать и давать взятки, нельзя злоупотреблять служебным положением в целях извлечения выгод для себя или в случае причинения вреда государству и т.д.
Но ведь невозможно все жизненные ситуации, особенно экономические, втиснуть в рамки закона. Как быть? Ведь именно здесь могут возникать коррупционные факторы?
Лукьяненко: Вы правы. В государстве быстро меняется конфигурация экономических и социальных отношений. Но надо помнить, что экономика развивается значительно быстрее, чем законодательство, которое само по себе всегда консервативно. Поэтому необходимо, использую действующее законодательство разумно, не доводя до абсурда, искать иные пути решения той или иной задачи, сообразуя действия с Конституцией РФ и иными законами. Главное, чтобы не был причинен ущерб государству, гражданам. Потому что, иногда исполняя закон буквально, наносится имущественный вред, нарушаются права и интересы граждан, предприятий. Древние говорили: «Высшая законность – есть высшее беззаконие».

Комментарии