Сим-сим, откройся!

16 апреля 2020|Тема номера |
Сим-сим, откройся!

Войти на учебные платформы в Боровском районе по-прежнему непросто. Школьники, родители и педагоги пытаются укротить дистанционное обучение

В открытое море

На прошлой неделе боровские школьники, их родители и педагоги с головой бросились в открытое море дистанционного обучения. Чтобы выплывать, грести пришлось всем вместе. Уже в понедельник родительские чаты разрывались. Оно и не мудрено: выстраивать новую систему всегда непросто, а времени на подготовку попросту не было.
Теория как обычно оказалась легче практики. В утопическом варианте дети, используя ноутбуки, компьютеры и разные интернет-платформы, получают знания удалённо. А их неработающие родители (ведь время самоизоляции признано официально выходными днями) помогают грызть гранит науки.
Однако на деле проблемы возникли во всех звеньях. Дело в том, что «удалёнщиков» и отдыхающих в Боровском районе оказалось не так много. Всё же большинство наших жителей – это сотрудники предприятий с непрерывном циклом производства, а также занятые в сферах жизнеобеспечения. Таким образом, мамам и папам пришлось одновременно и работать, и контролировать учебный процесс. Тяжелее здесь родителям младших школьников, ведь далеко не каждый ребёнок может самостоятельно работать на компьютере, подключаться к конференциям и отправлять почту педагогу. Многие уроки делают ночами, когда мама или папа может сесть рядом и проконтролировать.
На этом фоне резко негативно родители восприняли объёмные задания по «несерьёзным» предметам: физкультуре, музыке, рисованию, технологии.
«Задания по данным урокам состоят в написании докладов (например, стойки спортсмена в баскетболе), в постоянных рисунках. Многие родители работают. Нам бы знания по основным предметам освоить, - пишет на нашей официальной страничке в «Вконтакте» жительница Комлево Анна РЯБИНКИНА. - Мы готовы решать проблемы. У меня дети во втором и шестом классах. Я решала проблему с организацией двух компьютеров, я её решила. Я работаю полный рабочий день, прихожу домой и до позднего вечера делаю с детьми уроки. При этом от некоторых учителей получаем недовольство, что не по графику прислали домашнюю работу. Я не умею вязать салфетки крючком, ребёнок тоже не умеет, но нужно до 20 числа связать. Я не умею (и нет времени) делать аппликацию из ткани или из ниток на труды во втором классе. Дети и так сейчас целыми днями сидят около компьютера, а нам ещё задают доклады по физкультуре».

По разным схемам

В некоторых семьях компьютеров нет совсем. Школа раздала свою технику, но этого оказалось недостаточно.
«Меня спасает в этом обучении то, что я потеряла неофициальную работу. Вот теперь одна с тремя детьми сижу, без работы. Помощь мне никакая не грозит. И чтобы волосы на голове от отчаяния не рвать, с ребёнком уроки разбираю. Компьютера нет. Один единственный старый телефон с небольшим экраном, и то только у меня. Интернет еле грузит. Если бы я работала, даже не представляю, как бы по ночам после делала с ребёнком столько уроков», - делится жительница Балабанова Ксения.
Понятное дело, что компьютер и принтер давно стали неотъемлемой частью процесса обучения, однако в нынешней ситуации даже те, у кого есть техника, встают за ней в очередь. «Когда в семье два (а то и три) ученика, и занятия у них почти одновременно, а компьютер один, да ещё и интернет виснет - это просто ужас. И самое сложное: совмещать учёбу и работу. Многие сейчас трудятся удалённо из дома, а я с работы учусь с детьми удалённо», – рассказывает боровчанка Надежда МАТВЕЕВА.
На сегодняшний день в школах района стратегия преподавания выстроилась по нескольким схемам. Одни проводят конференции, другие записывают видеоуроки, третьи готовят презентации, после ознакомления с которыми предлагается выполнить домашнее задание, закрепив материал. Но каждый из этих способов несовершенен. Так, к примеру, в последнем случае новый материал по факту «разжёвывать» чаду приходится родителям. «Мы второкласснику темы объясняем сами, а как, допустим, восьмикласснику объяснить химию, алгебру?» - недоумевает боровчанин Александр КУЗНЕЦОВ.
Серьёзную нагрузку испытывают и серверы. Войти на ту или иную платформу можно не всегда, а в часы пик они неизменно подвисают, что естественно сказывается и на скорости выполнения заданий, а потому не все успевают отправить «домашку» в срок. И как здесь оценить уровень знаний учеников?

Педагоги справляются… в отличие от интернета

Не менее сложно и самим учителям, от чьего полёта фантазии зависит качество образования в четвёртой, итоговой четверти. Нагрузка на каждого педагога колоссальная. И у каждого есть также свои дети.
«Я работаю с детьми и в «Word», и в «Skype». Всем ребятам, без исключения, раздаю логины и пароли для сетевого города. Сижу с домашними работами детей, как и многие наши учителя до позднего вечера, - рассказал учитель информатики в боровской первой школе Евгений ГОРБУНОВ. - Я не говорю о том, что все плохо, и нет мысли, что нужно все закончить прямо сейчас, потому что хочется помочь каждому ребёнку. Лучше хоть что-то сделать на пределе своих возможностей, чем не делать ничего. А мне нужно проверить домашнее задание у 12-ти классов и еще попутно со своими детьми уроки сделать. За одним компьютером. Вопрос не в том, что много проблем. А как с ними справиться. Стараясь придерживаться рекомендаций калужского министерства образования о том, что на одного ребёнка не должно быть больше трёх часов видеоуроков, я веду по скайпу занятия, где наиболее сложные темы».
Наивно было полагать, что новая система заработает сразу и без сбоев. А потому руководство от образования было готово к проблемам. Как рассказал заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Алексей ГЕРАСЬКИН, сейчас идёт отработка всех систем. «Интернет не справляется, особенно страдает видеосвязь, когда учитель связывается с тремя десятками детей одновременно. Происходит постоянное усиление тех ресурсов, которые рекомендованы профильным министерством. В пятницу и на выходных проводились работы по увеличению серверных мощностей, чтобы хотя бы обеспечить ведение электронного журнала и обмен заданиями с детьми. Школы продолжают пробовать те или иные платформы, от каких-то отказываются, находятся в постоянном поиске той, что работает наиболее оптимально. По сути, на прошлой неделе дети перешли на девятичасовой учебный день. Необходимо перераспределение нагрузки, какими-то предметами нужно пожертвовать, начать требовать рефераты не каждый день, а, к примеру, раз в месяц», - считает он.
Руководитель районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ отметил, что сложности при запуске дистанционного обучения неизбежны. «При всём желании мы не сможем в разы усилить пропускную способность каналов связи. Однако должны обеспечить непрерывность обучения», - подчёркивает он.

Планы есть, и вы держитесь!

Легко сказать, но как сделать? Ответ на этот вопрос ищут на всех уровнях образовательной сферы, у сотрудников которой тоже есть дети. И они также заинтересованы в том, чтобы школьники получали качественные знания.
Наша страна не была готова к домашнему обучению, а потому сейчас его выстраивают постепенно, методом проб и ошибок. Первые выводы и первые решения есть уже по итогам прошлой недели.
Как рассказала заместитель заведующего районным отделом образования Зинаида ЛУЗГАЧЁВА, один из первоочередных вопросов, которые необходимо было решить – обеспечение техникой тех ребят, у которых её нет. Все заявки постарались удовлетворить. Так, например, школа №4 г. Боровск-1 передала центру «Забота» четыре компьютера.
С учетом рекомендаций профильного министерства образовательные организации внесли коррективы в расписание занятий с использованием интернет-платформ. Уроки посоветовали проводить для учеников 9-11 классов - с 9.00 до 11.00, 5-8 классов - с 11.00 до 13.00, 1-4 классов – с 13.00- до 15.30.
Услышали руководители от образования и проблему с подключением к мультимедиа-устройствам у ребят из начальной школы. Многие родители продолжают работать, и в их отсутствие «укротить» технику получается не у всех. Здесь время выхода на связь педагог может определять вместе с родителями.
Под особым «прицелом» сейчас ученики 9 и 11 классов, ведь им сдавать экзамены уже в этом году. «Если с обучающимися 1-8 классов ещё есть возможность доработать в следующем году, то у старшеклассников этого времени нет», ­- отметила заместитель заведующей отдела образования.

Зинаида Алексеевна добавила, что в официальные документы, регламентирующие проведение государственной итоговой аттестации, в сложившейся ситуации пока не внесены изменения, а потому предполагается, что сроки начала ЕГЭ - 8 июня, ОГЭ – 9 июня, а также, что девятиклассники будут сдавать два обязательных экзамена: русский язык и математику. Для одиннадцатиклассников порядок проведения аттестации пока не изменился. А вот всероссийские проверочные работы перенесли. Их проведут в следующем учебном году.

Пытаются решить и проблему перегруза учебных сайтов. К примеру, педагоги получили рекомендацию не держать долго на платформе презентации, изображения и другие имеющие вес файлы. «Объём информации очень большой. Только на «Сетевой город в день 75 тысяч выходов по региону. Каждый пользователь входит на сайт не менее пяти раз! Но мы делаем всё возможное, чтобы не прерывать образовательный процесс и обеспечить выполнение школьных программ», - пояснила Зинаида Алексеевна.
Также школам рекомендовано дозировать домашние задания, чтобы не возвращаться к ситуации, когда дети и их родители часами корпели над докладами по физкультуре или пытались самостоятельно освоить технику вязания крючком. «Задания по этим предметам не должны вызывать трудностей у детей, быть объёмными. На одном из последних совещаний нам озвучили, что на своём уровне школа может оценить знания по этим предметам в форме зачёта. В таком случае итоговую отметку выставят по результатам первых трёх четвертей», - пояснила Зинаида ЛУЗГАЧЁВА.
В нынешней ситуации сложно всем. Педагогам, также как и детям, нужно перестраиваться, учиться объяснять материал, не видя глаз ребенка, в которых можно было бы понять, усвоен материал или нет. Пока в подаче нового материала есть объективные трудности, особенно если предмет сложный, как, например, алгебра, химия, физика. «Увеличилась работа педагогов, учеников и, конечно, их родителей, без чьей помощи этот процесс не пошёл бы. Это дало возможность и нам найти подходы в организации образовательного процесса. Конечно, не всё решено. Ежедневно вносятся коррективы и мы призываем педагогов, обучающихся, родителей набраться терпения, мужества, понимания, чтобы продолжить работу», - отметила Зинаида Алексеевна.
Досрочного завершения учебного года в Калужской области не будет. Рекомендованный последний день четвёртой четверти уже известен – это 29 мая. Среди многих причин есть и эпидемиологическая. Отсутствие образовательной нагрузки сделает соблазн выбраться на улицу к весеннему солнышку в условиях самоизоляции ещё более великим.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

Комментарии