Автографы войны

Автографы войны

В издательстве «Ноосфера» - Калуга вышел альбом «Иван Евстигнеев. Фронтовые рисунки художника студии имени М.Б. Грекова».
История его создания связана с находкой фронтовых зарисовок художника Ивана Евстигнеева

Иван Васильевич часто посещал г. Боровск, и в такие дни его можно было увидеть с этюдником и в лесу, и на лугу, и во дворе старенького дома, и везде его рука спешила запечатлеть все, что попадалась на глаза.
Но сегодня зрителю предлагаются не мирные, живописные работы художника, а зарисовки, сделанные на привалах, посреди боев, в солдатском быту 1942-1944 гг., где находился художник, воочию увидевший войну.
Вот что пишет о художнике, о его работах на военную тему художник Вячеслав Черников.
Фронтовые рисунки и этюды — до сих пор не оцененный в полную меру драгоценный пласт художественно-исторических документов. Долгие годы они почти не экспонировались, очень редко публиковались, хранились у авторов или в запасниках музеев. Считалось, что этот материал, созданный в жанре путевых набросков, не может соперничать с масштабными тематическими картинами на тему войны. Действительно, поколением фронтовиков, прошагавших в боях половину Европы, испытавших на себе горечь поражений и счастье побед, в послевоенные годы созданы в нашем искусстве самые сильные по эмоциональному звучанию, самые впечатляющие произведения, в которых, наряду с целым рядом других тем, ярко и убедительно звучат темы, направленные против войны и насилия. Однако с годами все чаще мы обращаемся к документальным свидетельствам войны.
Замечательные коллекции фронтовых рисунков и этюдов хранятся в собраниях Центрального Музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе, в Музее современной истории, в Государственном Историческом музее и др. Одна из самых многочисленных — в Союзе художников России, насчитывающая около 1000 фронтовых рисунков военной поры. Причем в этих произведениях, часто созданных авторами на скорую руку, на случайной бумаге, впечатляет выразительность образов и профессионализм.
На войне художники оформляли плакаты, агитационные листовки, газеты, рисовали открытки и занимались созданием стратегических рисунков. Но были и те, кто не расставался с карандашом во время привалов и длительных переходов и тем сохранил для потомков лица боевых товарищей, мирных граждан, сцены сражений – все то, что они видели своими глазами. Именно такие свидетельства сохранил для нас художник.
Фронтовые рисунки Ивана Васильевича «пахнут порохом». Они передают боль и страдания народа, его героизм и воинскую доблесть. Эти рисунки отражают саму суть характера русского народа: неприхотливость в быту, умение обходиться малым и, главное, непобедимую жажду жизни, мощь и единство всего народа в борьбе с ненавистным врагом.
Большая часть рисунков выполнена карандашом на бумаге, часть - акварелью и сепией. Почти каждый рисунок Евстигнеев подписывает, указывая место, где выполнен, год создания, имя портретируемого.
Альбом открывает его рисунок с выставки, которая была устроена в освобожденном Малоярославце. Иван Васильевич, ушедший на фронт добровольцем, показал тогда несколько своих рисунков, в том числе эпизоды освобождения Смоленщины, быт солдат, разрушения на освобожденных от врага территориях, фронтовые пейзажи. Пронзительными по душевному впечатлению оказываются рисунки с изображениями возвращающихся на пепелище беженцев. Талантливый боец был замечен, отозван с фронта и зачислен военным художником в Студию им. М.Б. Грекова*. Так что художником стал на войне.
В 1944 г. Евстигнеев в составе фронтовой агитбригады художников неоднократно выезжал на фронт, где продолжил создавать летопись военных будней. Он делает зарисовки бойцов и командиров, грузовики и повозки, на которых передвигалась агитбригада, прифронтовые дороги, места боев, местное население. Его фронтовые рисунки – это настоящая жизнь без прикрас и воспеваний. Он рисовал всё, что видел, что не мог не запечатлеть. Рисовал в перерывах между боями, буквально на коленках. А еще в его рисунках – красота даже там, где идёт война. Умение видеть прекрасное там, где люди отчаялись, там, где нельзя жить, - отличает фронтовые рисунки Евстигнеева.
В натурных рисунках и этюдах Евстигнеевым создан впечатляющий образ войны во всех ее ипостасях. Перед нами, словно в кинохронике, разворачивается поразительное по своей достоверности и непосредственности повествование о многолетней жизни солдата на войне, о его фронтовом быте, о дорогах, тяжелых переправах, кратких отдыхах в блиндажах, лесу, на вокзалах, о всем том, что может поведать только очевидец. Портреты – особая часть этой выставки: снайперы, партизаны, санитары, связисты, полковые портные, разведчики, саперы, женщины и дети прифронтовых деревень... Их лица одухотворены сознанием святости и правоты. Мы теперь можем это увидеть и понять.

Людмила КИСЕЛЁВА

Комментарии