Готовь трубы летом

25 мая 2018|Тема номера |
Готовь трубы летом

Отопительный сезон в Балабанове, несмотря на суровые морозы, прошёл спокойно, без частых аварий и перебоев.

Произошло это, в первую очередь, благодаря тому, что с 2016 года компания-концессионер «КЭСК» приводит в порядок тепловое хозяйство города, которое на момент их прихода было сильно изношено и жило исключительно за счёт огромных дотаций из местного бюджета.
Об итогах отопительного сезона 2017-2018 года, проблемах и планах на будущие периоды рассказал руководитель теплоснабжающей организации Михаил Потапенко.

Преодолевая трудности

- Что скажете о минувшем сезоне? С какими сложностями вы столкнулись в ходе концессии в целом и в этом году?
Потапенко: В целом он прошёл успешно, без серьёзных нареканий. Несмотря на тяжёлую зиму, удалось обеспечить достаточную для комфортного проживания балабановцев подачу тепла.
Проблемы же из года в год одни и те же. Из наболевшего - взаимодействие с ГП «Калугаоблводоканал» и РЭС. Например, первые зимой отключают подачу ресурса, не информируя о времени его отсутствия. Также практически нет реакции на уведомления о необходимости устранения воды в лотках тепловых сетей, что приводит к коррозии металлической трубы и её преждевременному износу.
Финансовые потери наше предприятие терпит и из-за ненадёжности электроснабжения: аварийных отключений и «перемаргиваний», выводящих из строя автоматику. Установить генератор на каждой котельной невозможно, да и нецелесообразно, правильней оборудовать ими подстанции, чтобы обеспечить должное качество подачи напряжения.
Помимо этого, при строительстве новых объектов мы регулярно сталкивались с длительной процедурой их оформления и подключения к сетям электро-, водо- и газоснабжения.
Также актуальными остаются такие проблемы, как ненадёжное состояние внутридомовых систем теплоснабжения и ГВС и наличие на них дополнительного оборудования в виде насосов, плюс отсутствие гидравлической регулировки и промывки сетей с применением химических реагентов.
- Были ли негативные случаи, которые вам запомнились?
Потапенко: К сожалению, да. Вот уже два года воинская часть создает серьезные трудности в нашей работе. Так, например, в прошлом сезоне в конце декабря кто-то перекрыл циркуляцию горячей воды. О случившемся сообщили только спустя несколько дней, из-за чего 70 метров сетей пришло в негодность - они элементарно замерзли! Нам пришлось в экстренном порядке их вырезать и заменить на новые. Аналогичная ситуация произошла и в этом году: для её ликвидации две бригады в течение трех суток в сильный мороз меняли трубу.
При этом в договоре с организацией, обслуживающей объекты Минобороны, сказано о необходимости незамедлительно сообщать о прекращении подачи теплоносителя. Виновные, кстати, так и не были найдены. При этом складывается впечатление, что такие ситуации создаются намеренно.
- Скажите, как складывается взаимодействие с УК и ТСЖ, а также сотрудничество с местной администрацией?
Потапенко: Мы предложили раз в неделю проводить общее собрание для обсуждения возникающих проблем и текущих вопросов, надеемся на обратную связь от обслуживающих организаций. Технические вопросы должны решаться внутри, и не приносить неудобства конечному потребителю, то есть жителям. Стоит отметить, что на сегодняшний день диалог есть, и его не сравнить с тем, что было, когда мы только пришли. Надеемся, что в дальнейшем наше взаимодействие станет еще продуктивнее.
Что касается сотрудничества с администрацией, то здесь нареканий нет, постоянно оказывается необходимое содействие. Можно сказать, что мы идём «в одной упряжке».

Долг платежом красен

- Как вы оцениваете платёжную дисциплину в Балабанове? Кто является самым злостным неплательщиком?
Потапенко: Неплатежи - по-прежнему один из самых острых вопросов, ведь планирование работ по улучшению теплохозяйства напрямую зависит от полученных и сэкономленных нами средств. Дефицит финансов вынуждает обращаться за кредитами и займами, чтобы своевременно рассчитаться с поставщиками ресурсов и услуг.
На текущий момент дебиторская задолженность без начислений за апрель составляет 74 млн. рублей. Из них более 30 млн. - это долг населения, около 17 млн. – Минобороны, порядка 17,5 млн. – УК и ТСЖ и более 4,5 млн. – прочие юрлица.
Физлица держат пальму первенства среди неплательщиков из-за своей многочисленности, а вот среди организаций лидирует воинская часть, имеющая полугодовую задолженность. Платят они только по решению суда, при этом заседания постоянно откладываются, из-за чего процесс возвращения долгов растягивается на многие месяцы.
Кроме того, мы регулярно отправляем акты сверки расчётов юрлицам, но ответа от них, увы, не получаем. Так, например, за март-апрель обратной связи мы не получили от боровской ЦРБ, УК «СЕЗ», УК «РЭУ-1», КМДК «Союз-центр» и ряда других. Помимо этого, подавляющее большинство не заполняет приложение к договору, в котором указываются ответственные. А ведь это не бюрократическая бумажка, а необходимая информация для того, чтобы мы знали, с кем в организации можно связаться для решения всех вопросов теплоснабжения, в том числе и экстренных.
- Есть ли какие-то методы воздействия на должников?
Потапенко: Работа с неплательщиками ведётся постоянно, направляются претензии, но в основном взыскание производится по решению суда. Отключать от сети дома, квартиры, социальные объекты мы не можем. А вот отдельно стоящие здания организаций возможно. К этой крайней мере несколько раз в начале отопительного сезона мы были вынуждены прибегнуть. Естественно, при этом соблюдали все нормы, заранее предупреждали.
- Скажите, как обстоят дела с установкой общедомовых приборов учёта?
Потапенко: На сегодняшний день из 149 многоэтажных домов с централизованной системой отопления узлы учета на теплоэнергию стоят в 106, а на горячую воду только в 48.
По моему мнению, установка ОДПУ (общедомовых приборов учета) должна стать обязательной. Но сейчас норматив на ГВС сильно занижен, поэтому большинству выгоднее платить по нему. При этом у нас огромные потери – порядка девяти тысячи кубов в месяц. Таких утечек из-за прорывов труб быть не может, это происходит по причине наличия «резиновых квартир», бесконтрольного потребления ресурса, установки магнитов, постоянного подогрева полотенцесушителей и теплого пола, смонтированного за счет ГВС.
В идеале, чтобы не было потерь, расчёт должен происходить по показаниям общедомовых приборов учета. Но если по расходу горячей воды мы уже имеем какой-то прогресс, то по сверхнормативному потреблению тепла в составе ГВС пока возникают сложности. Мы поставили, и дом потребил данную услугу, узел учёта её зафиксировал. Но вот возникла разница в количестве тепловой энергии, зафиксированной прибором и посчитанной по нормативу. Узел показывает, что количество калорий больше, чем посчитано по нормативу, и зачастую эта разница значительная. Кто же должен нести финансовую ответственность за эту разницу?
На сегодня эти затраты автоматически перекладываются на ресурсоснабжающую компанию, которая это тепло не потребляла, не расходовала и не имеет никакого влияния на его величину.
Мы также понимаем, что обслуживающая компания не может нести 100-процентную ответственность за это. У них, правда, есть влияние на эти сверхнормативные потери (теплоизоляция внутридомовых сетей и прочее), но процент их не так велик. Основное тепло потребили жители. Именно они, по моему пониманию, вместе с обслуживающей организацией должны решить, какой процент сверхнормативного потребления будет оплачиваться ими, а сколько - обслуживающей организацией, пока в рамках договора на обслуживание (управление) не ликвидирует источники дополнительных, сверхнормативных потерь.

Отличные перспективы

- Михаил Владимирович, расскажите, что было сделано в рамках концессионного соглашения в плане модернизации теплового хозяйства Балабанова за эти годы?
Потапенко: На момент заключения договора объекты находились в неудовлетворительном состоянии. Процент износа оборудования и зданий котельных составлял до 95 процентов, а теплосетей - до 60.
В 2016-2017 году мы реконструировали три ЦТП, котельные на улицах Лесной, Зелёной и Боровской, построили котельную на улице Южной и перевели в водогрейный режим на улице Московской. Также установлены узлы учёта тепловой энергии на источниках и автоматические ХВП, заменены узлы учёта газа, произведён капитальный ремонт 2,1 км теплосетей и реконструировано 1,7 км. На всё затрачены огромные средства - 265,2 млн. рублей.
- Какие планы на текущий летний период?
Потапенко: Из глобального - перенос котельной на улице Московской в район ЦТП. Сейчас почти километр мы гоним теплоноситель до первых потребителей, грея и землю, и воздух. Это нецелесообразно, поэтому мы приняли решение о строительстве теплообъекта в центре микрорайона. Параллельно планируем проложить трубу меньшего диаметра от котельной в сторону школы и вынести теплотрассу из подвала дома № 11 по улице Московской.
Кроме того, полному обновлению подвергнется котельная на улице Коммунальной, а построенная ранее на улице Боровской будет введена в эксплуатацию. Таким образом, к следующему отопительному сезону шесть тепловых объектов из семи начнут работать в автоматическом режиме с выходом контрольных сигналов на диспетчерский пульт.
Помимо этого произведём гидравлическую наладку сетей, а именно установим 90 балансировочных клапанов на дома, заменим порядка 90 штук запорно-регулирующей арматуры на сетях и источниках тепла.
Что касается реконструкции и капремонта теплосетей, то в общей сложности будет обновлено 2,5 км труб, из которых 1,3 км из изопрофлекса и 1,2 км - из стали. Данные участки выбирались по двум критериям - результатам прошедшего сезона и заниженным диаметром уложенных тепловых сетей.
К слову, мы также откликнулись на просьбу администрации убрать тепловую сеть в воздушном исполнении на улице Лесной под землю, хотя изначально этого делать не планировалось. А когда только пришли в город, аналогичные работы провели в сквере Победы, где «воздушка» портила внешний вид обновлённого общественного места. А вот в районе улицы 50 лет Октября, на так называемом «болоте», теплотрассу наоборот пришлось достать из-под земли по техническим причинам.
По нашим подсчётам, на все запланированные на этот год работы в сфере балабановского теплоснабжения будет затрачено порядка 109 млн. рублей.

Александра КУЛИШЕВСКАЯ

Комментарии