Дистанционное обучение: за или против?

22 июля 2020|Тема номера |
Дистанционное обучение: за или против?

Руководители общеобразовательных учреждений Боровского района поделились своим мнением о введении цифровой системы образования

Тяжелый период

Удаленная форма обучения как введенная временная мера показала, что нелегко пришлось и работающим родителям, на плечи которых легли многие функции учителей. Ведь папам и мамам, вернувшись домой после тяжелого трудового дня, порой приходилось не просто проверять уроки, но и до ночи объяснять детям новые темы и совместно выполнять сложные задания.
«Дистанционное обучение, с которым мы «познакомились» в этом году – вынужденная мера. Это был очень тяжелый период не только для педагогов и детей, но также и для родителей. Вы представляете, что происходило в многодетных семьях, где воспитываются три, четыре, пять детей, и в их распоряжении всего один компьютер? Каким образом можно распределить между всеми время? Как успеть помочь каждому ребенку? А что делать, если компьютера и вовсе нет? Очень много нюансов, не правда ли? – считает директор балабановской школы №1 Людмила КНЯЗЕВА. – Но очень важно понимать, что такой вариант обучения не позволил оставить детей совсем без образования. Педагогический коллектив нашей школы использовал всевозможные интернет-ресурсы, платформы и мессенджеры, чтобы донести до учеников хоть какую-то толику знаний. Тем не менее, проработав в школе 50 лет, я хочу сказать, что никакой дистант никогда не заменит общение учителя и ученика на уроке «глаза в глаза». Потому что любой грамотный педагог, который делится знаниями и общается с ребенком в школе, всегда видит, что тот понял из предложенного материала, а что нет. Я приветствую только традиционную форму обучения, и очень жду, когда наши дети вернутся за парты, чтобы, как и раньше, мы могли видеть их лучезарные улыбки и сияющие глаза».

Страдает здоровье

В конце июня Министерство образования Калужской области проинформировало граждан о том, что в регионе приступят к реализации комплексной модели цифровизации образования, внедрят управление его качеством, введут электронные формы обучения. Большинство родителей восприняли эту новость в штыки, ведь многие интернет-паблики пестрили заголовками о введении в школах постоянной формы дистанционного обучения.
«По интернету даже запустили петицию, призывающую оставить свою подпись против внедрения в регионе цифровой школы. Но, опять же, те, кто не поддерживает дистант, не учитывают мнения других. Ведь есть родители, которые говорят об удобстве удаленного обучения и считают, что ребенку комфортнее заниматься дома. Безусловно, это возможно, когда учитель подходит к онлайн-урокам творчески и владеет технологическим процессом. Он может донести информацию до учеников увлекательно и интересно и в виртуальном формате. В нашей школе 1100 обучающихся, и я не могу однозначно сказать за каждого ребенка и за родителей, какая форма образования их устраивает больше, – поясняет директор балабановской четвертой школы Надежда РАСЧЕСКОВА. – Если говорить обо мне, как о бабушке внуков, которые временно учились дистанционно, то я категорически против такого обучения, потому что это очень сложно для детей. Ведь, по СанПиНовским нормам, ребенок может находиться за компьютером не более сорока минут в день, а если у него по пять предметов по школьной программе? Легко догадаться, что наши чада тратят гораздо больше времени, изучая новую тему онлайн. А от этого страдает в первую очередь их здоровье. Также считаю необходимым объяснить родителям, что проект по внедрению современной цифровой образовательной среды – это всего лишь эксперимент, который не предусматривает повсеместный переход на дистанционное обучение. Участвовать в нем будут определенные группы учеников, но ни в коем случае не вся школа».

Плюсов мало

Но, наверное, тяжелее всего было старшеклассникам, которые до последнего находились в подвешенном состоянии и не понимали, когда и при каких обстоятельствах им предстоит сдавать экзамены, состоится ли торжественная линейка, посвященная последнему звонку, и разрешат ли им проститься с родной школой, педагогами, одноклассниками торжественно и «вживую», придя на выпускной вечер.
«Я преподаю историю и правовые науки в десятых и одиннадцатых классах. И хочу сказать, что, общаясь с ребятами по скайпу в формате онлайн-обучения, от многих из них слышал такую фразу: «Очень хочу в школу, я скучаю по ней», – рассказывает директор боровской первой школы Сергей КУПРАНОВ. – Всегда говорю своим ученикам: «Любая палка имеет два конца: на одном плюс, на другом – минус». Так, к положительным моментам дистанционного обучения я отношу развитие современных информационных технологий и применение их в образовательной системе. Но на этом плюсы заканчиваются. Ведь педагог должен работать не с компьютером, а с живым организмом, и чувствовать энергию и эмоции детей. Считаю, что знания, которые ученики могли бы получить, общаясь непосредственно с учителем, и те, которые им пришлось освоить, занимаясь удаленно, — это, конечно, небо и земля. Поэтому я прекрасно понимаю ребят и учителей, которые скучают по школе, ведь дистант лишил педагогов общения с коллегами, а учеников - с друзьями».

Лучше живое общение

Студенты ермолинского техникума, напротив, вначале обрадовались удаленному формату учебы: «Первые две недели им все нравилось, – говорит руководитель профессионального образовательного учреждения Ксения ЛАПТЕВА. – А затем мне на электронную почту начали приходить сообщения с вопросами от ребят: когда все это закончится? Поэтому у меня неоднозначная оценка дистанционного образования. Как временная мера данная форма обучения, конечно, всех выручила, потому что в сложившихся условиях это был единственный способ доучить детей и завершить учебный год. Тем не менее онлайн-учеба никогда не заменит живого общения студентов и преподавателей».
Озвученные мнения руководителей образовательных учреждений дают нам понять, что на сегодняшний день большинство педагогов, родителей и детей не поддерживают дистанционную форму обучения.
Учителя и ученики с нетерпением ждут своего возвращения в школьные кабинеты, а родители хотят спокойно работать по профессии, не изучая по ночам литературу по педагогике. Что ж, будем надеяться, с началом нового учебного года образовательные учреждения муниципалитета все же вернутся к традиционному формату занятий.

Анастасия ВЯТКИНА

Комментарии