Мусорный «фейс-контроль»

04 июля 2018|Тема номера |
Мусорный «фейс-контроль»

Прежде чем отсортировать мусор, региональный оператор «отсортирует» транспортировщиков ТБО.

Время реформ

Ещё пару лет назад стало известно о том, что коммунальная услуга по вывозу мусора пойдёт по стопам капитального ремонта – оказывать её начнёт региональный оператор. Его приход год от года переносился, но относительно недавно оброс конкретным сроком. С 1 января 2019 года вывозом ТБО в калужском регионе займётся одна организация. Какая именно, по конкурсу областного минстроя определили ещё 26 апреля. Его выиграло госпредприятие «Калужский региональный экологический оператор» («КРЭО»).
Приступить к своим обязанностям ему надлежало лишь с нового года, когда на территории региона заработает новая территориальная схема обращения с отходами.
Поэтому журналисты порядком удивились, когда на прошлой неделе мусороперевозчики, транспортирующие ТБО на тимашовский полигон, забили тревогу, утверждая: «КРЭО» вступил в права, но заключать контракт на следующее полугодие спешит далеко не со всеми.
«Власть поменялась, а перевозчики остаются не у дел. У меня контракт с МП «Полигон» до 1 июля, но уже завтра, 28 июня, мои машины хотят не пустить на территорию свалки. Об этом предупредили меня и других перевозчиков», - заявил руководитель ООО «Спецтехноцентр» Владимир Федотов.
28 июня «Боровские известия» отправились на тимашовский полигон за полчаса до открытия. Перед закрытыми воротами уже скопилась внушительная очередь из спецтехники. Возле входа в административное здание также образовалась толпа людей – по-видимому, сотрудников полигона.

Превратности сортировки

Как рассказал (и показал) Владимир Федотов, 15 июня он обратился к региональному оператору с письмом о продлении договора на второе полугодие. Однако 25 июня получил письменный отказ.
«Распоряжением Правительства РФ от 25.07.17 №1580-р утверждён перечень видов отходов производства и потребления, запрещённых к захоронению, в состав которых входят полезные компоненты. С учётом данного нормативного акта размещение отходов на полигонах, эксплуатируемых ГП «КРЭО», будет осуществляться только после их обязательной обработки. Для заключения договора на транспортировку, обработку и последующее размещение предлагаем обратиться в одну из организаций, указанных в приложении к настоящему письму», - говорится в послании «КРЭО», подписанном исполняющим обязанности директора Сергеем Клименко. Он же в приложении предлагает на выбор две организации: ООО «Спецтранс» в Балабанове и ООО «Спецавтохозяйство» в Обнинске.
Владимир Федотов показывает соответствующее постановление правительства, на которое ссылается «КРЭО». Оказывается, вступает оно в силу частями, и сейчас всё, что должны сортировать перевозчики перед утилизацией на полигоне, - это лом. А вот пункты, касающиеся макулатуры, полиэтилена и стекла, начнут действовать лишь с 2019 года.
«К этому времени мы уже сами получим лицензию на обработку мусора. Построим современную линию. У нас цеха хорошие. Сейчас мы сдаем ТБО на полигон по 80 рублей за куб, а если заключать договор с одной из рекомендуемых «КРЭО» организаций, то сумма увеличится до 260 рублей. То есть меня вынудят поднять тариф, но кому я буду нужен с такими ценами. Получается, нас выдавливают с рынка. Но я буду цепляться зубами, потому что это мой бизнес. Я его построил не для того, чтобы Клименко пришёл и отобрал его у меня. Никому не дам моё дело разваливать. Нет, мы не бунтари, но сделайте нормально, узаконьте тариф. Полигону, говорят, три месяца жить осталось. Он переполнен. Куда дальше будут возить отходы? На месте сортировочной станции ещё одну карту сделают? Поэтому сортировку частникам хотят отдать?» - предположил Федотов.
Аналогичные, как под копирку, письма получил ещё ряд предпринимателей, которые также тем утром приехали к воротам тимашовского полигона.

По новой схеме

А в начале девятого Федотову позвонил руководитель «КРЭО» Сергей Клименко. Судя по разговору, он попытался успокоить перевозчика, выразив удивление и недоумение относительно его паники. После недолгого диалога ворота полигона открылись… для всех транспортировщиков.
Как пояснил начальник тимашовского полигона Алексей Родин, с 28 июня всё имущество муниципального предприятия перешло под крыло регионального оператора.
Пока все возят отходы по старым талонам, - заявил он, а вот реакцию предпринимателей пояснять не стал, объяснив, что сейчас идёт переходный период, когда все перезаключают договоры. Однако какие требования предъявляют к перевозчикам, предложил спросить у Сергея Клименко.
Последнему в тот день пришлось ответить не только на этот, но и на многие другие вопросы, которые посыпались от боровских градоначальников, руководителей управляющих компаний и перевозчиков на рабочем совещании у заместителя главы районной администрации Алексея Степанова. Один из главных: почему региональный оператор начал действовать не с нового года, а уже сейчас?
Как пояснил Клименко, эти полгода нужны «КРЭО», чтобы с 1 января трудиться уже по отработанной схеме. Три полигона, включая тимашовский, уже передали региональному оператору, получив лицензию на него 21 июня.
«А 28 июня закончилась процедура приема-передачи объекта, и мы уже полностью работаем на этом полигоне. С 1 июля все контрагенты должны заключить с нами договоры. Большая часть компаний уже это сделала, - заверил Клименко. – Пока будем принимать отходы в том же порядке. 1 июля выпадает на выходной день, а потому пустим на полигон и по старым контрактам тех, кто не успел оформить отношения с нами».
Он добавил, что теперь всем перевозчикам необходимо до 15 июля подать реестр мест расположения контейнерных площадок с привязкой к ней «образователя отходов». Это необходимо для того, чтобы региональный оператор смог не только создать полную «клиентскую базу», но и рассчитать мощности, которые потребуются для обеспечения бесперебойного вывоза мусора из каждого поселения.

На весь район

Тариф для «КРЭО» регулятор установит уже на днях, но в эти переходные полгода он не будет выше установленных ранее 81,33 рубля. До официального утверждения транспортировщики возят мусор на полигон бесплатно, но объём отходов учитывается, и счёт им выставят позже.
Второй глобальный вопрос, который интересовал собравшихся: а что будет 1 января, когда все физические и юридические лица начнут получать централизованно счета (такие же, как за капитальный ремонт) от регионального оператора?
В Ворсине, к примеру, сегодня вывозом мусора занимается муниципальное предприятие, однако сортировку оно не производит. «Получается, с 1 января мы не сможем поставлять ТБО на полигон?» - спросил глава сельской администрации Георгий Гурьянов.
«Концепция транспортировки мусора существенно поменяется. Отходы будут принимать лишь от компаний, победивших в торгах. Речь о крупных перевозчиках с большим автопарком. Они, скорее всего, будут обслуживать сразу несколько районов, на которые разобьют калужский регион», - пояснил Клименко.
Необходимое количество контейнеров и кратность вывоза Сергей Владимирович пообещал определять совместно с руководителями поселений.

Без каши в голове

Обсудили и будущее самого полигона в Тимашове, которое сегодня у многих вызывает опасения. Масла подлил и поделившийся своим опытом представитель администрации Жуковского района.
«Наш полигон был передан региональному оператору. Однако продлить лицензию не удалось, и 19 июня его закрыли. Многим компаниям сейчас пришлось заключать договоры с сортировочными компаниями и сдавать отходы по 250 рублей. Сейчас принято решение не повышать цены до нового года. Мы ждём пертурбаций», - рассказал он.
Как пояснил и.о. директора «КРЭО», жуковская свалка действительно была передана, однако «Роспотребнадзор» дал отрицательное заключение, согласно которому не соблюдается санитарная защитная зона полигона. Что касается аналогичного объекта в Боровском районе, то, несмотря на его 80-процентную наполненность, планов по его расширению нет.
«Область разделена на пять зон, каждая из которых тяготеет к своей площадке обработки: в Калуге, Сухиничах, Кирове, а также в Балабанове с Обнинском. Этим компаниям поставлена задача: если они хотят остаться на рынке, и желают принимать участие в торгах на транспортировку ТБО, то должны иметь транспортные возможности и оборудование по обработке отходов. К компаниям предъявят очень серьезные требования, в том числе и по уборке контейнерных площадок. И соблюдение этих требований мы будем контролировать», - уверен Клименко.
Порядок участия в торгах разработан профильным министерством. На днях его должны утвердить, и «КРЭО» приступит к подготовке конкурсной документации. Предложения региональный оператор ждёт и от муниципалитетов. Сами торги состоятся в Калуге.
Специалисты «КРЭО» рассредоточатся по пяти зонам калужского региона. Обратиться к ним можно будет, в том числе и через службу «112».
Боровский прокурор Александр Егоров предложил главам администраций сформулировать вместе со своими юристами список вопросов региональному оператору.
«Потому что сейчас в голове у каждого каша. И нельзя допустить, чтобы мы 1 января оказались поставлены перед фактом», ­­- предупредил он.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

Комментарии